Конспект урока по русскому языку в 5 классе: «Как определить лексическое значение слова»
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «лексика», «лексическое значение» и основными способами объяснения лексического значения слова, с понятием «синоним».
Ход урока по русскому языку в 5 классе:
1. Организационный момент.
Словарно – орфографическая работа по предыдущему урочному материалу:
Ум…лять о пощаде – ум…лять значение, прим…рять врагов – прим…рить одежду, пос…деть на крыльце – пос…деть от горя, нак…лоть дров – нак…лить железо, разв…вать ребенка – разв…вать на ветру, сп…ши упражнение - сп…ши в школу, ст…рожил нашей местности – ст…рожил огурцы, разр…дил ружье – разр…дил посевы, отв…рил дверь – отв…рил картофель. Это упражнение заранее написано на доске, выпоняем дружно, можно сказать хором. Особенно ребята любят семафорить: методика старая, но очень увлекательная: по очереди, но на скорость поднимаем таблички с буквами А, О, Е, И.
2. Затранскрибируйте слово диалог:
- Объясните фонетические особенности слова: диало (к).
- Каково значение слова диалог?
- Какой греческий корень помогает нам установить значение слова: диа – два, логос – слово, речь, высказывание.
- Найдите слово диалог в толковом словарике (стр. ___).
- Дети, обратите внимание на то, каким мы пользовались словарем? ( Толковым, хором!) А что мы выясняли по этому словарю? (Значение слова! Опять хором!)
4. Выполните упражнение №___.
5. Прочитайте стихотворения
(у каждого ребенка на столе распечатанные тексты и задания к ним):
6. Задания:
- Найдите близкие по значению слова и выпишите их. Ребята выписывают слова дом, изба, терем (теремок), дворец, замок, шалаш.
- Как называются слова, близкие по значению? Слова одной и той же части речи, близкие по значению, называются синонимами.
- Будут ли эти слова отличаться оттенками в значении? Назовите эти отличия. Ответы могут быть представлены в творческой форме, например, можно изобразить лексические оттенки этих слов, показав тех, кто живет в этих жилищах. В моем классе, где прошел этот урок, дети хорошо работают в группах, причем ребятам, для которых русский язык неродной (таких семь человек, они составляют, как правило, либо одну команду, либо распределяются по двум командам), я дала задания о доме и о дворце (замке).
В доме кирпичном многоэтажном
Люди живут для города важные:
Юрист живет, и врач, и плотник,
Ну и, вообще, всякий работник. (при этом дети показывали всех героев, многоэтажный дом был наскоро набросан на листе А3.)
В старой, покосившейся избушке
Заяц вместе с мышкою-нарушкой
Жили дружно, не тужили и хороводы водили.
В замке, в дворце с большими угодьями
Живет король со своими вельможами,
А может, царь в дворцовых покоях
Чертит схемы будущих войн.
Шалаш из веток, листьев иль из соломы
Мальчишкам всем подойдет, безусловно.
В тереме красном купчиха живет
Там жениха с надеждою ждет.
- Так что мы называем синонимами? Как синонимы могут помочь нам определить лексическое значение слова?
- А теперь давайте подберем к слову земля однокоренные слова. К доске приглашаются представители от каждого ряда, а все остальные будут им помогать. На доске нарисовано большое дерево, на каждой ветке дерева должно оказаться однокоренное слово:
- Земля (это слово написано в основании нарисованного дерева)
- земляника, земляничный, земляной, землянка, приземлить, приземленность, приземлиться, земной, наземный (задание выполняется, а потом мы сверяемся с упр. ___ и смотрим, что есть на нашем дереве, а чего нет на дереве в учебнике, и наоборот.)
- Еще есть интересный способ определения лексического значения слова – рисование. Такой прием часто используется в книжках для маленьких детей. Попробуйте дома (можно и на уроке, если дети привыкли иллюстрировать быстро, если они приучены к этому). В таком случае, слова для иллюстраций необходимо подготовить заранее, используя материал на странице __ учебника, подготовить такую иллюстрацию.
7. Закрепление.
А) Далее дети работают парами. Игра «Кто больше?». Каждая пара получила задание: Подберите к слову, например, дом, изба определения:
Дом - большой, кирпичный, многоэтажный, новый, городской, панельный, элитный (было и такое слово в ответах детей).
Изба – деревенская, купеческая, царская, пятистенная, старая. Про избушку добавилось ветхая, старая, деревянная, маленькая.
Терем - резной, высокий, старый, расписной. Здесь еще были слова обычные большой, маленький и т.д.
Б) Выполнить упражнения _____.
8. Подведение итогов:
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Как объяснить лексическое значение слова? Выполнив все задания и устные, и письменные дети приблизительно так отвечали на поставленный вопрос:
А) Краткое толкование слова можно выяснить по толковому словарю: диалог – разговор между двумя или несколькими лицами. Открытый диалог. (Это задание было в начале урока.)
Б) Можно подобрать синонимы (близкие по лексическому значению слова). «Это помогает уточнить значение слова, вспомнить другие слова с таким же значением», - это добавляет учитель.
В) Можно определить лексическое значение путем подбора однокоренных слов, которые помогают определить, почему именно так назван предмет: ущелье – щель, щелочка, расщелина.
- В распечатанном тексте найдите близкие по значению слова и выпишите их парами:
Выпишите лексическое значение этих слов из толкового словаря. Составьте с каждым из слов предложения.
9. Домашнее задание
Tags: 5 класс, урок русского языка в 5 классе, урок русского языка