Конспект урока по биологии в 8 классе: «Работа сердца»
Тип урока - изучение нового материала
На предыдущих уроках учащиеся изучили внутреннюю среду организма, значение и состав крови, иммунитет, тканевую совместимость на примере переливания крови, строение сердца, сформировали знания о функциях и составе внутренней среды организма и строении сердца человека.
Цель: формирование знаний о высокой работоспособности сердца, сердечном цикле, положительных и отрицательных факторах влияющих на работу сердца.
Формы организации учебной деятельности.
Индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная беседа, работа с ЭОР, с кадрами видеофильма, рефлексия.
Оборудование: учебник биологии, ПК, мультимедийный проектор, доступ к сети Internet, раздаточный материал, видеофильм «Влияние алкоголя и курения на сердце», демонстрационный материал.
Ход урока по биологии в 8 классе
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада всех вас видеть. Приступим.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Прислушайтесь к себе. Что бы вы не делали, всегда раздается приглушенный, ритмичный стук. Подумайте, что это за стук и какой орган его издает?
Ответы детей: Это стук сердца
Учитель: Действительно - это бьется ваше сердце. Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.
Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту пятиэтажного дома. Сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Предположим, что если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна. В чём же секрет высокой работоспособности сердца?
3.Изучение нового материала.
3.1 Работа сердца
Учитель: Есть несколько причин высокой работоспособности сердца. Давайте, более детально рассмотрим первую причину, а результаты отразим в таблице «Сердечный цикл». Обратитесь к таблице, изучите её и просмотрите названия граф, которые вам нужно будет заполнить: (к таблице на доске)
№ | Название фаза |
Длительность фазы |
Состояние предсердий | Состояние желудочков |
1. | Пауза | |||
2. | Сокращение предсердий | |||
3. | Сокращение желудочков |
Для того чтобы, заполнить таблицу обратимся к ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_02%5D.swf , и выйдем в интернет. На экране появилось изображение анимации «Фазы сердечного цикла», и сейчас мы с вами её изучим, а в ходе моего объяснения вы должны заполнить предлагаемую вам таблицу. Как вы знаете сердце человека четырёхкамерное и состоит из двух предсердий и двух желудочков. Первая фаза сердечного цикла «Пауза», в эту фазу сердце полностью расслабленно, предсердия и желудочки находятся в расслабленном состоянии. Длительность этой фазы, 0,4 сек. Следующая фаза сердечного цикла «Сокращение предсердий», во время этой фазы предсердия сокращаются, и кровь устремляется в желудочки, а желудочки в это время находятся в состоянии расслабления, длится эта фаза 0,1 сек. Продолжаем, третья фаза сердечного чикла
Заполнили? Проверьте правильно ли вы заполнили таблицу! (на слайде заполненная таблица)
№ | Название фаза |
Длительность фазы |
Состояние предсердий | Состояние желудочков |
1. | Пауза | 0,4 | Расслабляются | Расслабляются |
2. | Сокращение предсердий | 0,1 | Сокращаются | Расслабляются |
3. | Сокращение желудочков | 0,3 | Расслабляются | Сокращаются |
Сколько различают фаз сердечного цикла?
Ответы: Три фазы сердечного цикла?
Учитель: Да, в сердечном цикле действительно три фазы. Ребята, что происходит во время первой фазы сердечного цикла?
Ответы: Полное расслабление сердца – сердечная пауза, длится около 0,4 с.
Учитель: Совершенно верно, что происходит во время второй фазы сердечного цикла?
Ответы: Сокращение предсердий –длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены.
Учитель: И наконец, что происходит во время третий фазы сердечного цикла?
Ответы: Сокращение желудочков–длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены.
Учитель: Молодцы!!! Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с. отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. Т.е. во время сердечного цикла камеры сердца попеременно то работает, то отдыхает. Получается, что сердце половину жизни работает, а половину отдыхает. А теперь, давайте подсчитаем сколько всего по времени длится «Сердечный цикл», для этого сложите между собой длительность каждой фазы и на найдите сумму (на доске подсчёт, пишу на интерактивной доске 0,1+0,3+0,4=0,8), ну, и сколько у вас получилось?
Ответы: полный сердечный цикл длится 0,8 с.
Учитель: для закрепления полученных знаний я предлагаю пройти по ссылке № контроль фазы сердечного цикла http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000860-1000-4ddd-7742-1c00475d60a3/b08_095.swf и выполнить работу в парах. (Сама открываю ссылку на доске). Обращаю внимания на последовательность фаз и стрелочками обозначен ток крови Для этой работы у вас одна минутка, приступайте. Выполнили? Кто готов выйти к доске и соотнести цифра и фазы «Сердечного цикла»?
Ребенок выходит к доске и расставляет цифры
Учитель: Молодец!!! Ну а, теперь давайте ответим на вопрос: какова первая причина неутомимости сердца?
Ответ: Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает. Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления камер сердца.
3.2 Выполнение лабораторной работы
Учитель: Все верно! Продолжим, вторая причина неутомимости сердца – это обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в него подается 250-300 см3крови в минуту, а при тяжелой физической работе до 2000см3. Причем у людей с тренированным сердцем после физических нагрузок увеличивается именно объём крови, а у людей с нетренированным сердцем, увеличивается количество сокращений сердца - пульс, что увеличивает нагрузку на сердце и снижает его работоспособность. Давайте, с вами проверим тренированные ли у нас с вами сердца или нет. Для этого проведём лабораторную работу «Определение степени тренированности своего сердца», на столе у вас лежат инструктивные карты, которые вам помогут, при выполнении лабораторной работы. Выполняя ход работы первое, что вам нужно сделать определить у себя частоту пульса в покое, для этого подсчитайте пульс за 10 сек. и умножьте на 6, для этого положите правую руку на сонную артерию, которая находится на шеи. Все нащупали у себя пульс? Тогда продолжаем, я засекаю время, а вы считаете. Подсчитали, внесите результат в таблицу (я на доске делаю тоже самое).Для того, чтобы выполнить следующий этап лабораторной работы, мы должны выполнить физические нагрузки. Я предлагаю провести динамическую паузу. Все встаем и внимание на экран (динамическая пауза), для того чтобы усилить эффект, давайте ещё сделаем 5 приседаний и опять подсчитаем пульс за 10 сек. и умножим на 6. Результаты вносим в таблицу. (я записываю на доске). Теперь определяем степень тренированности своего сердца по формуле: С = Пн – Пп х 100%, полученный результат вносим в таблицу.
Делаем вывод:Если С (степень тренированности сердца) меньше 30%, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемого при каждом сокращении.
Если С (степень тренированности сердца) больше 30%, сердце усиливает работу за счет увеличения частоты сокращений. Значит, оно тренировано недостаточно! Все подсчитали, у кого показатель тренированности сердца меньше 30%, поднимите руку, а теперь поднимите у кого показатель тренированности сердца более 30%. Все таки среди нас больше тех, кто ответственно подходит к своему здоровью и занимается спортом. Так какая же вторая причина высокой работоспособности сердца?
Ответы: Обильное кровоснабжение и тренированность сердца.
Учитель: Совершенно верно. А теперь, давайте познакомимся с основными правилами сохранения работоспособности сердца:
Занятия физкультурой и спортом;
Рациональное питание;
Правильный режим дня;
Положительные эмоции;
Закаливание.
Посмотрите, правила совсем не сложные, но просто необходимые для сохранения и улучшения работы сердца. Будете ли вы выполнять эти нехитрые правила?
Ответы: Конечно!
Учитель: Как вы думаете, а есть ли факторы, которые способны снизить работоспособность сердца?
Ответы: Да.
Учитель: Что это за факторы?
Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции (по необходимость помочь детям с ответом на вопрос)
Учитель: Для того, что бы в этом убедиться, давайте посмотрим видеоролик о вреде алкоголя и курения на сердце.
Учитель: Какое впечатление на вас произвёл этот видеоролик, какой вы сделали вывод?
Ответы: курение и алкоголь негативно влияют на работу сердца, повышает артериальное давление, в результате чего появляется одышка.
4.Рефлексия
Учитель: В чём же секрет высокой работоспособности сердца?
Ответы: Ритмичность работы сердца, обильное кровоснабжение крови
Учитель: Начиная, с 2000 года в последнее воскресенье сентября по инициативе ЮНЕСКО проводится Всемирный день здорового Сердца. На работу сердца влияют множество факторов, положительных и отрицательных. Перечислите факторы, которые положительно влияют на работоспособность сердца?
Ответы:
Занятия физкультурой и спортом;
Рациональное питание;
Правильный режим дня;
Положительные эмоции;
Отказ от вредных привычек;
Закаливание
Учитель: Перечислите факторы, которые отрицательно влияют на работоспособность сердца?
Ответы: Курение, алкоголь, стресс, малоподвижный образ жизни, негативные эмоции
Учитель: Все верно. «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
6. Домашнее задание
Всем спасибо за отличную работу! Урок окончен!
Приложение к плану-конспекту урока по биологии в 8 классе «Работа сердца»
Лабораторная работа к уроку
«Определение степени тренированности своего сердца »
Цели работы: Проверить степень тренированности своего сердца.
Ход работы:
Определи у себя частоту пульса в покое (Пп), подсчитай пульс за 10 сек. и умножь эту цифру на 6;
Определи частоту пульса после нагрузки (Пн). Сделай 5 приседаний и сразу же, сосчитай пульс за 10 сек., умножь эту величину на 6;
Определи степень тренированности своего сердца по формуле:
С=Пн-Пп*100%
Пп
Таблица результатов:
Частота пульса в покое (Пп) | Частота пульса после нагрузки (Пн) | Степень тренированности сердца |
Расчёты: ______________________________________________________________
Если С (степень тренированности сердца) меньше 30%, сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемого при каждом сокращении.
Если С (степень тренированности сердца) больше 30%, сердце усиливает работу за счет увеличения частоты сокращений. Значит, оно тренировано недостаточно!
Вывод:__________________________________________________
Tags: 8 класс, урок биологии в 8 классе