Обучение фонетике английского языка в 1 классе
Звуки вводятся обычно по несколько в начале урока. Учитель показывает карточку со звуком, четко и громко говоря его. Если звук иностранного языка отличается от звука родного языка, то обязательно объясняет, как правильно поставить губки и язычок, чтобы добиться успеха. Эффективно использовать маленькие зеркала.
Объясняя звуки, полезно находить любые ассоциации, чтобы звук лучше запоминался. Например, мы удивлены:[ɔɪ], нам больно: [aɪ], кого- то зовем: [eɪ], у слоника насморк: [ɳ].
Или придумывать какие-то действия, например, [h] - дышим на зеркало, чтобы оно запотело, [æ] – получается пр соприкосновении подбородки и ладони. После того, как учитель объяснил звук, он повторяется индивидуально с учениками (5-7учащихся) и вместе.
Вводить целесообразно не более 5 звуков за один урок. Следует выбирать те звуки, которые пригодятся именно на этом уроке (соответствуют буквам, которые изучаются на уроке, часто встречаются в лексике урока).
Для тренировки звуков используются скороговорки, пословицы и поговорки. Они помогают в произношении отдельных сложных гласных и согласных, особенно тех, которые отсутствуют в родном языке. Например, каждому из нас хорошо знаком «Willy» или «A Black Cat»
Во время развития фонетических навыков и тренировки правильного произношения и артикуляции, выполняя фонетические упражнения, учащиеся готовятся к слуховому восприятию определенных звуков, слов, словосочетаний, дифференциации и выделению определенных звуков и их звукового воспроизведения. Эти упражнения становятся первым звеном в развитии навыков аудирования. Так, при изучении гласных, можно предложить учащимся выбрать из трех слов слово, в котором они услышат изученный звук. Такое упражнение является тренировкой селективного слушания.
К примеру:
[W]: Photo-van-water; [Θ]: See-zoo-thank.
Можно наоборот предложить учащимся найти лишнее слово, в котором нет нужного звука.
Методом выделения нужного звука может служить хлопок после правильного слова. Таким образом ребенок отвлекается, атмосфера меняется, переходя в игру. В то же время ребенок чувствует себя одним из членов коллектива, у него появляется чувство общности, сплоченности. Безусловно работа над правильностью произношения не заканчивается фонетической зарядкой, учитель должен весь урок ставить произношение, независимо от того работаем мы с лексикой, фонетикой или грамматикой.
Одним из способов разнообразить процесс обучения фонетике являются игровые упражнения, которые известны учащимся с раннего детства. Например, «Испорченный телефон» («Chinese whispers» или «Telephone game»). Дети стараются как можно четче произносить шепотом услышанное слово, чтобы оно дошло до последнего игрока и сохранило свою первоначальную форму. Тренировочные упражнения «шепотом» полезны для тренировки восприятия и артикуляции.
Упражнение «Lip Game»
Можно предложить еще одно упражнение, которое выполняют парами. Для этого группу разделяют на две команды. Члены команд становятся друг напротив друга так, чтобы каждый имел пару, расстояние между парами не должно быть слишком маленьким. Один ученик произносит слово как можно тише, но четко артикулируя. Его напарник должен произнести это слово вслух. За правильный ответ команда получает балл.
Обязательным для работы на уроках иностранного языка является использование технических средств. Звукозапись позволяет детям слышать язык в оригинале. А поскольку у детей младшего возраста хорошо развита способность к имитации, это влияет на их произношение и на умение воспринимать язык на слух. Использование аудиозаписи целесообразно как на уроках, так и дома. Это создает условия для работы каждого ученика индивидуально. Одному ученику надо прослушать и повторить один раз или два, а другому 5 - 6 раз.