Система упражнений для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка. Часть 2
Начало здесь.
Аудирование (развитие навыков аудирования на иностранном языке).
Упражнение № 9.
Задача детям: Кто будет внимательнее, тот лучше справится с работой. Я буду говорить слова со звуками [e] и [æ], а вы ставьте черточку в колонке с соответствующим звуком. Сколько черточек столько было сказано слов с этим звуком.
Цель: развитие внимания, фонематического слуха.
[e] | [æ] | |
/ / / / / /(6) | / / / / / / / / / / / (11) |
Ответ: 6 слов со звуком [e]
11 слов со звуком [е]
Варианты выполнения:
1) скорость чтения увеличивается;
2) количество звуков увеличивается.
Упражнение № 10 Диктант-рисунок
Задача детям: Я буду диктовать вам направление движения и количество клеток, а вы рисуйте согласно указанию. Кто самый внимательный, тот правильно нарисует.
Цель: развитие навыков аудирования; тренировать сосредоточенность.
Инструкция: Учитель ставит в тетрадях детей (тетради клеточку) точку. Рисунок начинают с точки.
Например: 4 вверх (up), 2 влево (left), 1 вверх (up), 1 влево (left) и т.д.
Варианты:
1) скорость чтения увеличивается;
2) рисунок усложняется;
3) использовать названия сторон света.
Упражнение №11 Цветной диктант
Задача детям: Вы 4 (5,6) цветных карандашей, я буду называть «адрес» цвета, а вы закрашиваете названный квадратик. Самые внимательные будут иметь в тетради замечательный цветной рисунок.
Цель: закреплять знания лексики, алфавита, цифр; развивать навыки аудирования; тренировать долговременное внимание.
Инструкция: Учитель должен иметь в наличии уже закрашенный рисунок и диктует его детям. Диктовать не по порядку.
Например: A1-white; Е4 - yellow; G3 - red и т.д.
Варианты:
1) вместо цветов могут быть буквы и дети получают какое-либо предложение;
2) увеличивать скорость диктовки.
Упражнение № 12 Диктант
Задача детям. Если будете внимательно слушать и делать то, что услышите, то сможете раскодировать тайную надпись.
Цель: закрепить навыки употребления алфавита, цифр, новой лексики и предлогов места.
Инструкция: Дети рисуют в тетради сетку. В сетке обязательно дается слово с которого начинают диктант.
Например: Cat is on the right hand of the apple. Dog is under the cat. и т.д.
apple | cat | ||
dog | |||
варианты:
1) вместо слов могут быть цвета, цифры, буквы, цветы, флажки, геометрические фигуры и т.д.;
2) диктовать могут дети.
Упражнение № 13 Муха
Задача детям. Следите внимательно, куда летит муха, следить можно только глазами. Когда я спрошу: «Where is the fly?». Вы скажете в какой ячейке муха.
Цель: тренировать долговременную сосредоточенность, внимание; развивать навыки аудирования.
Инструкция: Диктовка начинают медленно затем постепенно увеличивают скорость.
Диктант: up, up, left, down, left, left, down, right. Where is the fly?
Ответ: С 3
Варианты:
1) Таблицу можно увеличить.
2) После вопроса «Где муха?» Дети молча записывают ответ и так несколько раз. Затем проверяют все ответы сразу.
Упражнение № 14
Задача детям. Дети вы видите на листочках две колонки слов. Почитайте внимательно, сейчас я буду читать текст, а вы внимательно слушайте и пронумеруйте слова в колонках по мере того, как вы услышите их в тексте.
Цель: развитие аудирования и внимания, тренировка делать 2 дела сразу-слушать текст и запоминать номер следующего слова.
Инструкция: Читать с нормальной скоростью. Слова должны быть удалены друг от друга. Если какое-то слово повторяется, то пронумеровав его один раз больше не обращать на него внимание.
Дети слушают текст и смотрят на слова, когда услышат слово из колонок ставят перед ним номер 1, 2, 3 и т.д. по мере их появления в тексте.
К примеру:
6 apple 7 bad
8 cat 1 tail
dog 5 wool
squirrel 4 leg
Упражнение №15 Невнимательный учитель
Задача детям: Извините, дети, я сегодня не очень внимательный, поэтому прошу вас быть внимательными, чтобы мы вместе все сделали верно.
Цель: тренировка произвольного внимания, переключение внимания.
Инструкция: Учитель просит детей что-то делать, но постоянно нарушает последовательность действий, тем самым отвлекая их с одного задания на другое. Дети должны быть более внимательны, чем учитель и выполнять все верно. Кто ошибся -выбывает из игры.
Учитель говорит: Сейчас мы будем писать, поэтому посмотрите в окно и возьмите дневник. Ой, простите, положите дневник и возьмите ручку, а теперь посмотрите на дверь и положите ручку в пенал и т.д.
Те, кто остался, то есть самые внимательные, получают награду - оценку или почетное звание «заместитель учителя» или «помощник учителя».
Упражнение № 16 Чудный рассказ
Задача детям: Сейчас вы услышите рассказ. Это письмо, прислали вам дети из Африки. Но видимо они очень волновались, потому что в рассказе очень много лишней информации. Послушайте рассказ, но обращайте внимание только на описание погоды.
Цель: концентрация внимания, совершенствование навыков выбора информации.
Инструкция: Рассказ о погоде насыщен предложениями не связанными между собой. Во время проведения игры впервые учитель выделяет необходимые предложения голосом, чтобы помочь детям.
Упражнение № 17
Задача детям: Внимательно слушайте команды ведущего, запоминаете их, но выполняете их только после команды ведущего. Нельзя нарушать порядок выполнения команд.
Цель: развитие памяти; внимания; тренировка навыков аудирования; закрепление навыков применения и понимания побудительных предложений.
Инструкция: Лексика для игры отбирается хорошо знакомая детям.
Варианты:
1) ведущим становится победитель;
2) увеличивают количество команд и время между последней командой и просьбой ведущего сделать то, что просили.
Tags: иностранный язык