Система упражнений для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка. Часть 3
Начало здесь.
Чтение
(развитие навыков чтения на иностранном языке).
Упражнение № 18. Ловим рассеянную рыбку!
Задача детям. Дети, я буду читать слова по колонкам, когда последнее слово дочитаю, начну опять с первой колонки. Ваша задача не потеряться, не отставать от меня. Иногда я буду останавливаться и называть чье имя. Тот, чье имя назвали, читает следующее слово, потом опять читаю я. Если тот, кого называют, читать не может слово, то он и есть невнимательная рыбка.
Цель: развитие навыков чтения, тренировка долговременного внимания, тренировка соотносить графический образ слова со слуховым.
Инструкция: В учебнике английского языка для начальных классов много упражнений, где слова написаны в колонках.
Варианты: Дети читают вместо учителя.
Упражнение № 19
Задача детям: Сейчас посмотрим, какие вы внимательные и кто быстрее может найти нужное предложение (слово).
Цель: развивать навыки чтения, тренировать внимание, память, закрепить знания новой лексики.
Инструкция: Используем упражнение с новой лексикой. Ученик выбирает из упражнения какое-либо предложение и говорит его перевод. Дети ищут предложения, но читают следующее (или предыдущее). Дети, которые хотят отвечать поднимают руки и их вызывает не учитель, а тот из детей, кто не говорил перевод, он же и проверяет правильность ответа.
Упражнение № 20 Reader
Задача детям. Посмотрите внимательно на слова упражнения №, среди этих слов спряталось интересное слово: «космос». Кто быстрее найдет его и прочитает, тот самый лучший «reader» (читатель). А слово это стоит под словом f, a, c, e!
Цель: развитие сосредоточенности, внимания; закрепление навыков чтения; развитие навыков аудирования.
Инструкция: Учитель выбирает интересные слова из упражнений для отработки новых правил чтения.
Варианты:
1) дети могут «загадывать» слово, а их одноклассники «искать» его,
Упражнение № 21
Задача детям: Внимание! За 15 минут надо составить игру, она должна быть без ошибок, интересная и сложная. Через 15 минут я забираю ваш листочек с игрой, а вы получаете чужую игру которую нужно разгадать, а ответ записать в своей тетради. Вы получаете 2 оценки: за игру и за решение чужих игр (учитывается количество игр и верность решения).
Цель: развивать навыки чтения, письма; закреплять знания лексики; развивать навыки длительного сосредоточения.
Инструкция: Дети составляют игру по типу «Match the words/sentences». На листке сверху обязательно стоит имя и фамилия «автора» игры.
В тетради дети пишут ответы на свою игру (для проверки) и на игры других детей.
К примеру:
Моя игра: lc, 2b, 3f, 4d, 5k и т.д.
Саша: la, 2f, Вс, 4k, 5h и т.д.
Катя: lc, 2h, Зе, 4d, 5а и т.д.
Упражнение № 22 Контроль чтения
Задача детям: Сегодня вы все контролеры. Сейчас ваши одноклассники будут читать и переводить, а вы внимательно слушайте, не перебивайте, но когда услышите ошибку в чтении, то поставьте в соответствующей колонке черточку (одна ошибка), затем посчитаем сколько было ошибок в чтении и переводе.
Цель: развитие устойчивого внимания, развитие навыков чтения: развитие долговременной памяти.
Инструкция: В тетради дети чертят таблицу на весь лист (для многократного использования). При чтении они заполняют таблицу и затем вместе решают какую оценку нужно поставить.
date
|
ех №... | name | mistakes |
Confidence peed |
translation | mark |
13.9.06 | 7 р 12 | Саша | ///////// (9) | 7/8 | ////// (6) | 7 |
Катя | ///(3) | 8/9 | //// | 10 | ||
Оля | ///// (5) | 9/10 | ///(3) | 9 | ||
20.9.06 | 12 р 14 | Коля | ///(3) | 10/10 | (0) | 11 |
Аня | /(1) | 10/10 | (0) | 12 |
Варианты: дети запоминают слова, которые были прочитаны неверно и говорят правильный вариант чтения.
Упражнение № 23 Сколько «а» в тексте?
Задача детям: Кто быстрее посчитает сколько букв «а» в этом тексте.
Цель: развитие внимания, сосредоточенности, развитие умения различать графический образ звука.
Инструкция: Детям дают фиксированное время для выполнения.
Варианты:
1. подчеркнуть карандашом и посчитать букву а;
2. подчеркнуть букву m, а букву f обвести кружочком и обе посчитать; буква - h, d, c и посчитать их по х минут
3. то же самое с буквосочетаниями: еа, ее, igh и т.д.
Упражнение № 24 Найди слово
Задача детям: Сейчас посмотрим кто из вас самый внимательный и кто сможет найти слово. Смотрите внимательно на алфавит, я говорю номер букв, а вы их находите и составляете слово.
Цель: развитие внимания, сосредоточенности; закрепление навыков чтения; закрепление знания цифр, развитие навыков аудирования; закрепление лексического материала.
Инструкция: Цифры и буквы повторяют на предыдущих уроках. Учитель заранее готовит запись нужных слов.
К примеру:
6,1,3,5 (face)
5, 25, 5 (eye) и т.д.
Варианты:
1. дети сами готовят игру и сами диктуют;
2. диктовать фразы, предложения, но сначала договориться, что число 27 означает пробел между словами.
Упражнение № 25 Напротив
Задача детям: Вы внимательно читаете вслух текст и заменяете прилагательные их антонимами. Кто сбился - проиграл. Победит тот, кто дочитает текст до конца и не собьется. А ваши одноклассники будут следить, не делать ошибки.
Цель: развитие навыков осознанного чтения; развитие внимания, тренировки сосредоточенности.
Инструкция: Слова-антонимы должны быть проработаны на предыдущих уроках.
Варианты:
1) заменять утвердительные предложения на отрицательные и наоборот;
2) заменять настоящее время на будущее или прошедшее и т.д.
Речь
Упражнение № 26
Задача детям: Кто назовет больше слов без ошибок и без пауз за 1 минуту тот и станет победителем. А все ученики слушают и помогают оценить участников соревнования и найти победителя.
Цель: развивать навыки речи, тренировать воображение; развивать внимание и навыки аудирования.
Инструкция: Научить детей детализировать предметы, быть расслабленным, не спешить, называть предметы, которые появляются в воображении.
Детализация предмета школа: большая, малая, старая, новая, моя, коридор, окно, белое, чистое, класс, парта, желтый, доска, коричневая, цветок, листок и т.д.
Варианты:
1) первое слово говорит учитель;
2) задается тема, например, прилагательные, существительные, погода, квартира т.д.
Упражнение № 27 Опиши картинку
Задача детям: Вы смотрите на картинку несколько секунд, запоминаете рисунок, а затем, когда рисунок исчезает, вы рассказываете, что видели. Кто подробно опишет картинку, тот и победитель. Контролирует весь класс.
Цель: развитие зрительной памяти; внимания; развитие речи, навыков аудирования; закрепление лексического материала.
Инструкция: Подобрать картинку с изображением предметов, которые дети могут назвать на английском языке. Или проанализировать рисунок заранее и изучить с детьми нужные слова.
Варианты:
1) назвать цвета;
2) назвать предметы;
3) назвать предметы и где они находятся. Например, в верхнем правом углу - красный флаг, внизу - зеленый ковер и т.д.
Упражнение № 28
Задача детям: Говорить в течение 1 минуты на тему, которая будет написана на карточке.
Правила: говорить плавно, не останавливаться. Все ученики контролируют.
Цель: развитие внимания, сосредоточенности, воображения; развитие умения выражать свои мысли.
Инструкция: Отсутствие логики на первых порах не страшно. Темы, написанные на карточках могут быть любыми.
Например: стул; море, хвост; облако и т.д.
Варианты:
1) увеличивать время речи;
2) поставить дополнительные требования: обязательно употреблять прилагательные, числа, даты и т.д.
Упражнение № 29 Два слова
Задача детям: Вы берете карточку на которой написано 2 слова. Вам нужно составить маленький рассказ так как эти слова появились в рассказе в том же порядке, что и на карте. Рассказ должен быть логичным.
Цель: Тренировать гибкость мышления: развивать навыки речи.
Инструкция: На предыдущих уроках дети уже тренировались составлять рассказы; имеют достаточный запас лексического и грамматического материала.
Варианты:
1) работа в парах, в командах;
2) количество слов постепенно увеличивается, правила и требования усложняются.
Упражнение № 30
Задача детям: Пока ученик одной команды считает до 5, ученик другой команды должен назвать 5 слов. Затем они меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше баллов (5 слов, названных вовремя равны 1 баллу).
Цель: развитие внимания, навыков речи; тренировки навыков речи и аудирования.
Инструкция: Требовать точного соблюдения правил.
Варианты:
1) схематический отбор слов;
2) грамматический отбор (существительные, прилагательные и т.д.);
3) фразы, предложения.
Tags: иностранный язык