Урок по химии в 11 классе: «Дисперсные системы и растворы»
Цель – дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества. Показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные.
Оборудование и материалы:
Технологические карты: схема-таблица, лабораторная работа, инструкции.
Оборудование для лабораторных работ:
Реактивы: раствор сахара, раствор хлорида железа (III), смесь воды и речного песка, желатин, клейстер, нефть, раствор хлорида алюминия, раствор поваренной соли, смесь воды и растительного масла.
Химические стаканы
Бумажные фильтры.
Черная бумага.
Фонарики
Ход урока по химии в 11 классе:
Этап урока | Особенности этапа | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный (2 мин.) | Подготовка к уроку | Приветствует учеников. |
Готовятся к уроку. Здороваются с учителем. |
Введение (5 мин.) | Введение в новую тему. |
Подводит к теме урока, задачам и «вопросам для себя» Знакомит с темой урока. Выводит на экран задачи сегодняшнего урока. |
Принимают участие в обсуждении темы. Знакомятся с темой урока и задачами (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) Записывают три вопроса по теме, на которые хотели бы получить ответы. |
Теоретическая часть (15 мин.) |
Объяснение новой темы. | Дает задания для работы в группах по поиску нового материала (ПРИЛОЖЕНИЕ №3,4) | Объединившись в группы, выполняют задания сообразуясь с технологической картой, предоставленной схемой (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) и требованиями учителя. |
Подведение итогов по теоретической части (8 мин.) | Выводы на основе полученных теоретических знаний. |
Заранее вывешивает на доске пустые схемы (формат А3) для наглядного заполнения учениками. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) Совместно с учениками формулирует основные теоретические выводы. |
Маркером заполняют схемы, соответствующие той, по которой работали, отчитываются по проведенной работе в группах Записывают в технологических картах основные выводы. |
Практическая часть (10 мин.) | Выполнение лабораторной работы, закрепление полученного опыта. | Предлагает выполнить лабораторную работу по теме «Дисперсные системы» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) | Выполняют лабораторную работу (ПРИЛОЖЕНИЕ №2), заполняют бланки, сообразуясь с инструкцией к лабораторной работе и требованиями учителя. |
Обобщение и выводы (5 мин.) |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Вместе с учениками делает вывод относительно темы. Предлагает соотнести вопросы, которые были написаны в начале урока с тем, что получили в конце урока. |
Подводят итоги, записывают домашнее задание. |
Формы и методы контроля:
Технологические схемы для заполнения (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).
Лабораторная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Контроль осуществляется фронтально в устной и письменной форме. По итогам выполнения лабораторной работы карты с лабораторными работами сдаются учителю на проверку.
1. Введение:
Ответьте, чем отличаются мрамор и гранит? А минеральная и дистиллированная вода?
(ответ: мрамор – чистое вещество, гранит – смесь веществ, дистиллированная вода – чистое вещество, минеральная вода – смесь веществ).
Хорошо. А молоко? Это чистое вещество или смесь? А воздух?
Состояние любого чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное.
Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойство веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость , реакционную способность и т.д.
Получение абсолютно чистых веществ – одна из важнейших задач современной химии, ведь именно чистота вещества определяет возможность проявления им своих индивидуальных средств (демонстрация реактивов с маркировкой).
Следовательно, в природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы.
Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы. Гомогенными системами являются растворы, с которыми мы ознакомились на прошлом уроке.
Сегодня мы познакомимся с гетерогенными системами.
2. Тема сегодняшнего урока – ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.
Изучив тему урока, вы узнаете:
что такое дисперсные системы?
какими бывают дисперсные системы?
какими свойствами обладают дисперсные системы?
значение дисперсных систем.
Это, как вы понимаете, наши основные задачи. Они прописаны в ваших технологических картах. Но чтобы наша работа была более продуктивной и мотивированной, я предлагаю вам рядом с основными задачами написать не менее трех вопросов, на которые вы бы хотели найти ответ в процессе данного урока.
3. Теоретическая часть.
Дисперсные системы – что это?
Попробуем вместе вывести определение, исходя из построения слов.
1) Систе́ма (от др.-греч. «система» — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
2) Дисперсия - (от лат. dispersio — рассеяние) разброс чего-либо, дробление.
Дисперсные системы – гетерогенные (неоднородные) системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.
Если мы опять обратимся к повторению и предыдущему уроку, мы сможем вспомнить, что: растворы состоят из двух компонентов: растворимое вещество и растворитель.
Дисперсные системы, как смеси веществ, имеют аналогичное строение: состоят из мелких частиц, которые равномерно распределены в объеме другого вещества.
Взгляните в свои технологические карты, и попробуйте из разрозненных частей составить две аналогичные схемы: для раствора и для дисперсной системы.
Проверим получившиеся результаты, сверив их с изображением на экране.
Итак, дисперсионная среда в дисперсной системе выполняет роль растворителя, и является т.н. непрерывной фазой, а дисперсная фаза – роль растворенного вещества.
Так как дисперсионная система – гетерогенная смесь, то между дисперсной средой и дисперсионной фазой есть поверхность раздела.
Классификация дисперсных систем.
Можно изучать каждую дисперсную систему по отдельности, но лучше их классифицировать, выделить общее, типичное и это запомнить. Для этого нужно определить, по каким признакам это сделать. Вы объединены в группы, каждой из которых дано задание и прилагающаяся к нему блок-схема.
Руководствуясь предложенной вам литературой, найдите в тексте, предложенный Вам для изучения признак классификации, изучите его.
Создайте кластер (блок-схема), указав признаки и свойства дисперсных систем, приведите к нему примеры. Для помощи в этом вам уже предоставлена пустая блок-схема, которую вам предстоит заполнить.
4. Вывод по теоретическому заданию.
Давайте подведем итоги.
От каждой команды прошу выйти по одному человеку и заполнить схемы, вывешенные на доске.
(ученики подходят и маркером заполняют каждую из схем, после чего отчитыватся по проведенной работе)
Молодцы, теперь давайте закрепим:
Что является основой для классификации дисперсных систем?
На какие виды делятся дисперсные системы?
Какие особенности коллоидных растворов вы знаете?
Как иначе называются гели? Какое значение они имеют? В чем их особенность?
5. Практическая часть.
Теперь, когда вы знакомы с особенностями дисперсных систем и их классификацией, а также определили по какому принципу классифицируются дисперсные системы, предлагаю вам закрепить это знание на практике, выполнив соответствующую лабораторную работу, предложенную вам на отдельном бланке.
Вы объединены в группы по 2 человека. На каждую группу у вас приложен соответствующий бланк с лабораторной работой, а также определенный набор реактивов, которые вам нужно изучить.
Вам выдан образец дисперсной системы.
Ваша задача: пользуясь инструкцией, определить, какая дисперсная система вам выдана, заполнить таблицу и сделать вывод об особенностях дисперсионной системы.
6. Обобщение и выводы.
Итак, на данном уроке мы с вами изучили более углубленно классификацию дисперсных систем, важность их в природе и жизни человека.
Однако следует отметить, что резкой границы между видами дисперсных систем нет. Классификацию следует считать относительной.
А теперь вернемся к поставленным на сегодняшний урок задачам:
что такое дисперсные системы?
какими бывают дисперсные системы?
какими свойствами обладают дисперсные системы?
значение дисперсных систем.
Обратите внимание на вопросы, которые вы записали для себя. В рамке рефлексии отметьте полезность данного урока.
7. Домашнее задание.
Мы постоянно сталкиваемся с дисперсными системами в природе и быту, даже в нашем организме существуют дисперсные системы. Для того, чтобы закрепить знания о значимости дисперсных систем, вам предлагается выполнить домашнее задание в форме эссе/
Выберите дисперсную систему, с которой вы постоянно сталкиваетесь в своей жизни. Напишите эссе на 1-2 страницы: «Какое значение имеет данная дисперсная система в жизни человека? Какие похожие дисперсные системы с похожими функциями еще известны?»
Спасибо за урок.