Конспект урока русского языка в 4 классе: «Орфограммы в приставках»
Тип урока: обобщение и повторение изученного
Методы обучения: деятельностный, наглядный, проблемный
Ход урока русского языка в 4 классе
I. Мотивационно - ориентировочный блок.
а)Организационный момент.
б)Оформление тетрадей.
Ученики записывают число в тетради.
в) Минутка чистописания
-На доске записано:
Пп Рр Ии Сс Тт Аа Вв Кк Ии
- Запишите заглавную и строчную буквы. Какое слово получилось?
Запись заглавной и строчной букв.
- Получилось слово – приставки.
- На доске записаны слова: от, к, за, для, про, с, по, кроме.
- Посмотрите на доску. Прочитайте, что я написала.
- Как вы думаете, что это? (Это предлоги и приставки)
- На какие две группы их можно разделить?
- В качестве чистописания, запишите слова, которые могут быть и приставками, и предлогами. Напишите их до конца строчки, чередуя. (от, за, про, с)
-Составьте с записанными приставками слова.
-Составьте с записанными предлогами слова.
-Составление и запись слов с приставками.
-Составление и запись слов с предлогами.
-Как вы отличали приставки и предлоги?
в) Ученики быстро и кратко отвечают на вопросы.
1. Как одним словом назвать берёза, берёзовый, берёзка? (однокоренные, родственные)
2. Сколько звуков в слове юла? (4)
3. Ча-ща пиши с буквой ….(а)
4. На какие вопросы отвечает родительный падеж? (кого?, чего?)
5. Что обозначает имя существительное? (предмет)
6. Как называется часть слова без окончания? (основа слова)
7. Сколько слогов в слове класс? (1)
8. Какой знак, ставится в конце повествовательного предложения? (точка)
9. Какая часть слова находится перед корнем? (приставка)
10. Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета? (глагол)
-На доске записана тема урока. Прочитайте её. Урок русского языка в начальной школе. «Орфограммы в приставках»
-Вы знакомы с приставками?
-Что вы знаете о приставках?
-Какие правила написания приставок знаете?
-Вы многое знаете про приставки. Как думаете, чему будем учиться на уроке? Какую цель можем поставить перед собой?
познакомимся с …
узнаем …
научимся …
Постановка учениками целей урока.
познакомимся с … (с правописанием приставок)
узнаем … (правила правописания приставки)
научимся … (применять это правило при письме)
2. Организационно – деятельностный блок.
а) Развитие речи.
(Работа по учебнику, с._, упр. №)
-Прочитайте стихотворение Степанова «Акварель».
Выразительное чтение стихотворения
Ученики отвечают на поставленные вопросы и высказывают своё мнение.
-Что такое «акварель»? (Слайд) Скачать презентацию к уроку «Орфограммы в приставках» можно в конце занятия
-О чем это стихотворение? (о явлениях природы) Кто является художником в этом стихотворении? (природа)
-Какую цепочку слов можем составить, описывая погоду? (ветер-дождь-солнце-радуга)
Запись учениками цепочки слов (ветер-дождь-солнце-радуга) и определение рода.
-Чем заканчивается кратковременный дождь, если сразу выглядывает солнце? (радугой)
-Посмотрите на эти акварели. (Слайд)
-Кто-то сказал, что «жизнь – это радуга». Вы согласны с этим человеком? Обоснуйте свое мнение. (Жизнь разная, разноцветная, чередуются плохое и хорошее…)
-А если жизнь человека сравнить с формой радуги? (рождение-расцвет-смерть)
-Сравните цель появления радуги с целью жизни человека. (нести в мир радость, свет, любовь)
б) Словарная работа
-Запишите в тетради слово РАДУГА. Подберите к нему родственное слово, состав которого соответствует данной схеме: корень, суффикс, окончание. (радужный)
Запись учениками словарного слова, подбор родственного слова, состав которого соответствует данной схеме: корень, суффикс, окончание. (радужный)
-Покажите, как образовалось слово РАДУЖНЫЙ.
-Выделите корень в слове РАДУГА.
-Если вы утверждаете, что это родственные слова, то почему у них разные корни?
-Что может быть радужным? (мыльный пузырь, сны, мечты, планы, настроение)
-Составьте словосочетания.
Ученики записывают словосочетания
в) Приставка–часть слова.
Письменное выполнение упражнения из учебника
-Возвращаемся к тексту стихотворения. Берем простой карандаш, объясняем устно написание орфограмм.
-Как вы отличали приставки от предлогов?
-Со словами какой части речи используются в этом тексте приставки? (с глаголами)
-Что повторили о приставках, выполнив это упражнение? (отличие приставки от предлогов, написание приставки со словом)
г) Физкульт-минутка
Ученики выполняют физические упражнения
Сколько на доске глаголов, столько выполни наклонов.(6)
Сколько здесь с приставкой слов, столько выполни прыжков.(6)
(разбросать, доделать, рассвет, здоровый, разный, сказать, мокнуть, окрепнуть, раскраска, вбежать)
д) Безударные гласные в приставках
Ученики самостоятельно выполняют упражнение № Пользуются словарём и добывают знания сами.
-(упр.№ )
-Что нужно сделать в упр.№? Выполняем.
Открываем «Обратный словарь» на–ь, на –АТЬ. Находим слова дописываем по одному слову в каждую строку.
е) Написание приставок, оканчивающихся на согласный.
Ученики работают в парах. Помогают, объясняют, исправляют друг друга.
- (упр. №)
-Прочитайте текст.
-В каких частях слов находятся выделенные орфограммы?
-Объясните написание приставок, оканчивающихся на –с или -з.
-Что можете сказать про приставку с-?
-Дайте характеристику первому предложению.
3. Рефлексивно-оценочный блок.
а) Итог урока
-Какие орфограммы в приставках повторили на уроке?
-Используя пиктограммы, расскажите, что знаем о приставках.
Ученики подводят итог урока заканчивая высказывания:
сегодня я узнал…
самым сложным для меня было …
было трудно…
урок дал мне для жизни…
б) Оценки за урок.
в) Домашнее задание