Олимпиада по русскому языку для школьников в 7 классе
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 7 классе
Задание №1.
На каком основании согласные буквы русского алфавита разделены на следующие группы:
1. б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч
2. л, м, н, р, с, ф
3. к, х, ш, щ?
Какая согласная буква не вошла ни в одну из данных групп?
Задание №2.
В стихотворении С.Я.Маршака «Быль-небылица» есть строфа:
На белых ведрах вдоль бортов,
На каждой их семерке,
Была фамилия «Багров» -
По букве на ведерке.
Объясните, почему букв в фамилии шесть, а ведерок – семь.
Задание №3.
Назовите как можно больше устаревших слов – названий частей человеческого тела, приведите общеупотребительные синонимы.
Задание №4.
Каково значение и происхождение фразеологического оборота через (в) час по чайной ложке?
Задание №5.
Найдите и исправьте ошибки.
1. Кондуктор попросила: «Оплатите за проезд».
2. «Одень теплую кофточку, на улице прохладно», - предупредила мама дочку.
3. В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение.
Задание №6.
В современном русском языке есть чередование [г]//[ж]//[з], например, друг - дружба – друзья. В настоящее время слово кожа имеет значение «покров тела человека и животных». Учитывая предыдущую информацию, укажите, шкура какого животного первоначально называлась кожей?
Задание №7.
Образуйте от данных прилагательных все возможные степени сравнения.
Краткий, горький, робкий.
Задание №8.
Как можно расставить знаки препинания в предложении Костя рассказывал необычно интересно красочно? Объясните, в чем разница.
Задание №9.
Из какого словаря взята словарная статья? Каково назначение таких словарей? Назовите известные вам подобные словари.
лягушачий, - чья, -чье
лягушачий, -чья, -чье
лягушиный, -я, -ое
лягушка, - и, род. мн. –шек
лягушонок. – нка, мн. –шата, -шат
Задание №10.
Напишите сочинение-миниатюру «Осень звуков».
Ответы к олимпиаде по русскому языку в 7 классе
1. Соответствующий согласный звук + [э] [э] + соответствующий согласный звук Соответствующий согласный звук + [а] Буква й (и краткое) |
По 1 б. за каждый правильный ответ. Итого 4 б. |
2. До орфографической реформы 1917-1918 годов твердость согласных обозначалась при помощи ъ (ер) | 1 б. |
3. Например, чело - лоб, ланиты - щеки, уста губы, очи - глаза, выя - шея, перси - грудь, перст – палец, десница правая рука, шуйца – левая рука. | По 0,5 б. за устаревшее слово и по 0,5 б. за общеупотребительный синоним. |
Очень медленно. 1 б. Первоначально надпись аптекаря на бутылочках с микстурами, регламентирующая прием лекарства. 1 б. |
2 б. |
5. 1. Кондуктор попросила: «Оплатите проезд (заплатите за поезд)». 1 б. 2. «Надень теплую кофточку, на улице прохладно», - предупредила мама дочку. 1 б. 3. В произведениях Тургенева пейзаж имеет большое значение (играет большую роль). 1 б. |
3 б. |
6. Коза. | 1 б. |
7. Краткий – короче, более короткий, кратчайший, самый короткий. 1 б. Горький – горче и горше, более горький, горчайший, самый горький. 1 б. Робкий – пр.ср.ст.нет, более робкий, пр.пр.ст.нет, самый робкий. 1 б. За ошибки можно снимать десятые балла. |
3 б. |
8. Костя рассказывал необычно: интересно, красочно. Предложение с обобщающим словом и однородными членами. 1 б. Костя рассказывал необычно¸ интересно, красочно. Предложение с однородными челнами. 1 б. |
2 б. |
9. Орфоэпический словарь. 1 б. Назначение - нормирует произношение и ударение слов, образование грамматических форм.1 б. За 1 б. за каждый правильно названный словарь. |
От 2 б. |
10. Понимание темы (3 б.) полнота и глубина содержания (3 б.) Оригинальность раскрытия темы(3 б.) языковое оформление работы (стилевое единство, ясность, точность, выразительность) (3 б.) соблюдение норм орфографии, пунктуации (3 б.) |
15 б. |