Олимпиада по русскому языку для школьников в 11 классе
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 11 классе
1. Какие звуки может обозначать буква з? Приведите примеры.
2. Приведите как можно больше пословиц и поговорок с названиями букв русского алфавита до реформы 1917-1918 годов.
3. Найдите архаизмы в отрывках из произведений А.С.Пушкина и распределите их по группам.
1. Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
2. Музыка уж греметь устала…
3. …Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем… («Евгений Онегин»)
4. Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
5. Где парус рыбаря белеет иногда… («Деревня»)
6. Он мрачен стал
Пред горделивымистуканом… («Медный всадник»)
1. Собственно лексические:
2. Лексико-семантические:
3. Лексико-фонетические:
4. Акцентологические:
5. Лексико-словообразовательные:
4. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимы и антонимы.
От горшка два вершка –
Тянуть кота за хвост -
Как на иголках -
Львиная доля -
Семи пядей во лбу –
5. В каких предложениях допущены речевые ошибки? Объясните и исправьте их.
1. Начав работать над этим проектом, нам обидно будет бросить дело на полпути.
2. Я никогда не жаловался о своей жизни.
3. Если судить по обилию рекламы, то превосходство этой компании над конкурсантами очевидно.
4. Трудно не любить и не восхищаться грацией той балерины!
6. Сформулируйте значения приставки по и сгруппируйте слова согласно этим значениям.
Побежать, позванивать, полить, повыскакивать, поползти, повизжать, почитывать попрятаться, порвать, поплакать.
7. В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов исследовать и женить? Приведите другие примеры подобных глаголов.
8. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых слово что присоединяет разные виды придаточных предложений. Укажите виды придаточных предложений. Определите, когда слово что является союзом, когда – союзным словом.
9. Из какого словаря взята словарная статья? Каково назначение таких словарей? Назовите известные вам подобные словари.
ДОРОГ|ОЙ, -ая, -ое, -ие
1. кр.ф. дорог, дорога, дорого, дороги
2. ср. степ. дороже
3. превосх. ст. нет
10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я русский бы учил только за то, что...»
Ответы к олимпиаде по русскому языку в 11 классе
1. Буква с может обозначать следующие звуки: [с] – сын, [с`] – сила, [з] – сдать, [з`] – косьба, [ш] – бесшовный, [щ`] – переписчик. По 0,5 б. | 3 б. |
2. Ни аза в глаза не видеть. Стоять фертом. Знать на ять. Прописать ижицу. Аз, буки, веди страшат, что медведи. Сначала аз да буки, а потом и науки. И т.д. | По 1 за каждую пословицу. |
3. 1. Собственно лексические: лобзать, уста, ланиты, перси, 2. Лексико-семантические: истукан 3. Лексико-фонетические: осьмнадцать. 4. Акцентологические: музыка 5. Лексико-словообразовательные: вотще, младых, рыбарь |
5 б. |
4. От горшка два вершка – метр с кепкой, коломенская верста, Тянуть кота за хвост - тянуть волынку, брать быка за рога. как на иголках - не находить себе места, хранить спокойствие львиная доля - добрая половина, малая толика семи пядей во лбу – светлая голова (светлый ум), пороху не выдумает По 0,5 б. за каждый фразеологизм |
5 б. |
5. 1. Начав работать над этим проектом, нам обидно будет бросить дело на полпути. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Если мы начнем работать над этим проектом, нам обидно будет бросить дело на полпути. 2. Я никогда не жаловался о своей жизни. Неверный выбор падежной формы. Я никогда не жаловался на свою жизнь. 4. Трудно не любить и не восхищаться искусством этой балериной! Ошибка в предложении с однородными членами. Трудно не любить искусство этой балерины и не восхищаться им! По 0,5 б. за исправление ошибки и по 0,5 б. за ее объяснение. |
3 б. |
6. 1. Начала действия: побежать, поползти. 2. Совершения действия в короткий промежуток времени: повизжать, поплакать. 3. Многократности, неопределенной длительности действия: позванивать, почитывать. 4. Действия¸ относящегося ко многим субъектам: попрятаться, повыскакивать. 5. Собственно предела действия: порвать, полить. |
5 б. |
7. Эти глаголы двувидовые. |
1 б. За каждый правильно названный двувидовой глагол по 1 б. |
8. | По 0,5 за предложение и по 0,5 за определение союза или союзного слова. |
Словарь грамматических трудностей русского языка. 1б. Назначение – лингвистическое описание сложных явлений русской грамматики. 1б. По 1 б. за каждый правильно названный словарь. |
От 2 б. |
10. Понимание темы (3 б.) полнота и глубина содержания (3 б.) Оригинальность раскрытия темы(3 б.) языковое оформление работы (стилевое единство, ясность, точность, выразительность) (3 б.) соблюдение норм орфографии, пунктуации (3 б.) |
15 б |