Особенности эмоций у младших школьников
Несмотря на личный, индивидуальный характер эмоций, они также имеют возрастные особенности, общие для определенного возраста. Младший школьный возраст в психологии называют периодом аффективного реагирования, то есть, попросту говоря, именно младшие школьники в наибольшей степени подвержены переживаниям.
Если поведение дошкольника наивное и непосредственное, открытое и понятное для окружающих, то у младшего школьника появляется своя внутреннюю жизнь, и его поведение уже не будет таким понятным во всех своих проявлениях.
Переживания младшего школьника чаще всего незаметны для взрослого. А их много: это и страхи, и повышенная эмоциональная возбудимость, и тревога, и беспокойство. Даже сам ребенок не всегда понимает и осознает причину переживания, его содержание. Все может происходить на подсознательном уровне и внешне проявляться в плохой дисциплине, упрямстве, отказе от выполнения домашних заданий, низкой успеваемости, даже при наличии высокого интеллекта. Взрослые стремятся призвать детей к дисциплине, усиливают контроль, упрекают, осуждают, «навешивают ярлыки», но это не дает положительного результата, так как не устраняется причина, вызвавшая различные переживания.
Трудности неизбежны в жизни каждого человека, однако дети сталкиваются с ними чаще, чем взрослые. То, что взрослому кажется привычным и естественным, у ребенка может вызвать беспокойство, тревогу, страх. Не имея достаточного жизненного опыта, дети постоянно сталкиваются с чем-то неожиданным для себя, неизвестным. Возникновение негативных эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста связано чаще всего с обучением в школе: контрольные работы, ответы ученика перед классом, страх совершить ошибку, получить «плохие» оценки, осуждение, замечание учителей. Психотравмирующее влияние оказывают неправильное воспитание ребенка в семье, ситуации развода, болезни близких. Появление в семье второго ребенка, переключает внимание родителей на себя, вызывает сильные ревность, чувство покинутости.
Уважаемые родители! Помните, что младшие школьники находятся почти в постоянном эмоциональном напряжении. Смогут ли они оправдать завышенные ожидания взрослых? Смогут ли быть отличниками по примерному поведению, как того требуют «всесильный» учитель и родители? Похвалит ли учитель, который является авторитетом, будет ли высмеивать при всех ругать, осуждать? Сможет ли ребенок ответить или написать без ошибок и, наконец, какие оценки у него сегодня будут в дневнике?
Оценка в этом возрасте приобретает большую значимость для ребенка: родители, родственники, знакомые по оценкам делают выводы о личности ребенка. Хорошие оценки - значит, он самый хороший, плохие - значит, он плохой, и из него никогда ничего не получится. Взрослые считают, что главное - требовать от ребенка: он «должен», «обязан» и другое. А что у него на душе?
К школьному психологу обратилась учительница по поводу плохой дисциплины одного из учеников в классе. У мальчика была обнаружена чрезмерная тревожность, связанная со школой. Психолог попыталась это объяснить учительнице, на что та махнула рукой: «Да какая там тревога? Крутится как шило, говорит на уроках». Тогда психолог молча показала рисунок мальчика: по дороге в школу его сбивает машина. Учительница была удивлена. Психолог вместе с ней начал разбираться, как индивидуально подойти к мальчику, чтобы школа стала для него безопасным местом.
Итак, будьте внимательнее к эмоциям своих детей именно сейчас, в младшем школьном возрасте. Накопленные негативные эмоции, подавленные, вытесненные в подсознание, негативно повлияют на развитие ребенка, проявят себя в подростковом возрасте и во взрослой жизни, вызывая неврозы (от заикания и энуреза до полной несостоятельности приспосабливаться к окружающему миру). Не оставляйте детей наедине со своими переживаниями. Малыши еще не в состоянии с ними справиться, учитывая анатомо-физиологические факторы. Лобные доли коры головного мозга, которые отвечают и за эмоции, и за волевые качества, у детей еще не созрели. Если взрослый справляется с негативными эмоциями благодаря волевым усилиям и жизненному опыту, то ребенок младшего школьного возраста еще не может этого сделать, так как ее лобные доли еще не созрели, а жизненный опыт по преодолению трудностей еще маленький.
Развитие воли у детей тесно связано с развитием их интеллекта, формированием так называемой мотивационной рефлексии. Рефлексия - это процесс самопознания человеком внутренних психических явлений и состояний. Она предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души. У младших школьников рефлексия только зарождается, поскольку она требует личностной зрелости, которой ребенок еще не достиг. И мотивы поведения должны быть осознанными, а у детей они базируются на эмоциях. Все вышесказанное вовсе не означает, что следует наблюдать и ждать до 25 лет, когда личность станет вполне зрелым. Понятно, что закладывать основу для будущей личностной зрелости надо с детства, но при этом необходимо помнить, что личностные процессы еще не сформированы окончательно. И нецелесообразно требовать от ребенка полностью осознанных мотивов, а также «взрослых» продуманных действий.
Отдельно следует сказать о семилетках. В этом возрасте происходит так называемый кризис 7 лет, когда ребенок начинает чувствовать себя социально значимым. То, что раньше было важным, теряет свою ценность. Малыша перестают оценивать по игре. Теперь его будут оценивать по знаниям. Меняется эмоциональная сфера младших школьников. Дети теряют свою непосредственность. У них появляется внутренняя жизнь. А внешним проявлением этих кризисных явлений часто могут быть ужимки, манерность, эмоциональные вспышки, капризы. Все эти явления начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает окончательно в младший школьный возраст. Взрослым следует быть терпеливыми и спокойными, но не отстраненными наблюдателями. Ребенок нуждается в поддержке, объяснениях, спокойных разъяснениях, как правильно поступать.
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые особенности психики младших школьников. Душу детей переполняют разные эмоции. Мир для ребенка может открыться в любой момент по-новому и вызвать полярные отзывы в душе - от ужаса до восторга. На все события дети реагируют только эмоционально, они не могут рационально и хладнокровно оценить ту или иную ситуацию, поскольку не имеют жизненного опыта. Дети еще не знают, как сказать о своих переживаниях, часто они их даже не осознают. Помочь выразить переживания могут только взрослые. У них начинает появляться своя внутренняя жизнь. Дети начинают терять свою непосредственность. Поведение детей может не соответствовать внутреннему состоянию их души. Часто внешнее поведение приобретает различные защитные формы: упрямства, непослушания, негативизма, капризов, слезливости и тому подобное. Это сигнал об опасности благополучия душевного состояния ребенка, о том, что он с чем-то не справляется. Нужна помощь! Дети еще беспомощны в этом возрасте и не могут защитить себя от несправедливых замечаний, упреков, обид. Помочь им могут только взрослые.
В 7 лет по законам психологического развития наступает очередной кризис. В организме происходит гормональная перестройка, которая является нагрузкой на детский организм. Эмоциональная жизнь ребенка становится более напряженной. Кризис может сопровождаться повышенной раздражительностью, впечатлительностью, плаксивостью. Все эти явления проходят максимально в течение года. Волевые качества у детей еще слабые, их надо развивать. Доктор психологических наук Р.М. Грановская считает: «Родители и взрослые, страдающие от упрямства и капризов детей, не осознают, что все это - проявление бессилия ребенка. Поведение ребенка, огорчает, нередко является простым свидетельством лишнего стеснения его желаний, принуждения или плохого самочувствия. Однако далеко не всегда, даже поняв эти причины непослушания, родители спешат на помощь. Сама помощь заключается в формировании уверенности ребенка в том, что он хороший и родители его любят».
Tags: психология в школе