Воспитательный час в 3 классе: «Уважение и добро заслуживает тот, кто сам умеет уважать и делать добро другим»
Цель:
Утверждать нравственные ценности личности, донести до детей такие понятия как доброжелательность, благодарность, честность, скромность через восприятие пьесы-сказки, поведение ее персонажей.
Формировать понимание сущности уважения, благодарности, сострадания, воспитывать чувство дружбы и чувство ответственности за свое поведение.
Развивать умение детей выражать суждения и давать нравственную оценку ситуации.
Находить собственные пути решения проблемы.
Улучшить настроение детей.
Оборудование: записи музыки, мультимедийная презентация, компьютер, театральные костюмы.
Ход воспитательного часа в начальной школе
I. Упражнение - приветствие
Цель: способствовать установлению положительного контакта с группой, установлению дружеских отношений, поднятие настроения.
Форма проведения, метод: работа в парах.
Упражнение-энергизатор.
- Выйдите дети, у которых есть домашние животные и объединитесь в пары.
- Поздороваемся сегодня необычным способом. Так, как здороваются олени. Вы знаете, как здороваются олени? Они здороваются так: кивают головой, здороваются плечами, боками и спинками - вот так! А теперь поздороваемся как люди и пожмем друг другу руки: «Привет ... (назвать имя)».
II. Вступительное слово учителя
Я знаю как вы любите сказки, и их инсценировку. Вашему вниманию сегодня мы представим пьесу-сказку «Сиамский бродяга» в исполнении учеников нашего класса.
Слышали ли вы слово «сиамский»? Что это значит?
(На экране изображение сиамского кота)
Сиамский кот был завезен к нам с Востока, он, так сказать, «иностранец». Поэтому в нашей сказке он будет говорить немного на ломаном языке, но вы его поймете.
Бродяга - бездомный, который бродит.
III. Просмотр спектакля
Пьеса «Сиамский бродяга»
Действующие лица: ведущий, кот Матвей, мама, Таня и ее брат, кошка Муська.
На сцене, в углу, на скамейке спит кот Матвей. Звучит тихая музыка. На сцену выходит ведущий, распевая «Колыбельную».
Ведущий:
(Подходит к коту, ласково гладит его по спинке, потом возвращается к зрителям).
Вчера утром кот Матвей
Оставил седьмой дом!
Почему? Потому что хозяева были
Плохие очень в нем!
Он, бедный, всю ночь бродил,
Новый дом он искал.
А сейчас он отдохнуть прилег ...
На солнышке дремлет ...
Заснул ... Пусть поспит,
Пока собак нет ...
(На цыпочках уходит. Кот шевелится, мяукает во сне. Чуть позже из-за сцены идут Таня, ее мама и брат).
Таня:
Ой, мама! Что за кот!
Какой беленький живот!
А ушки черные, и лапки тоже!
Какой хорошенький он!
Брат:
Конечно!
Он сам пришел в дом!
Позволь нам взять его!
Мама: У вас есть Муська, достаточно вам ...
Брат: Он так нравится нам!
Матвей:
(Встает, выгибает спинку, хвастается, стоя на скамейке)
Я сиамских кровей
Вот хвоста до бровей!
От усов до хвоста
Я сама красота!
Я сиамских кровей
Мое имя - Матвей! Мяу!
Кланяется во все стороны.
(Дети смеются и аплодируют).
Мама:
Ну, хорошо, дети, пусть живет,
Следи за ним, Танечка!
Мама идет. Таня гладит кота.
Таня:
Матвей, иди к нам
Я дам тебе сметану.
(Кот бежит за ней. Таня дает ему чашку со сметаной, кот только, причмокивает. Дети идут, кот остается сам).
Матвей:
Кажись, я не напрасно шел.
Кажись, здесь будет хорошо!
(Оглядывается вокруг. Подходит к дивану, начинает раздирать его когтями. В этот момент заходит Танин брат).
Брат:
Матвей! Это новый диван,
И ты его не царапай.
Когда потребность такая,
Чеши о вишню лапы
(Идет. Кот недовольно морщится, потом ложится на диван. К нему подкрадывается Муська, в зубах держит сверток).
Муська: Эй! Матвей, иди сюда!
Матвей: А что там? (Показывает на пакет)
Муська:
Вот пакет,
Это мышка свежая, теплая еще!
Для тебя подарок!
Матвей (плюется во все стороны):
Уходи!
Крестьянка, полная вшей!
Сиамцы не едят мышей!
От кончиков ушей
До самого хвоста ...
Муська (перебивая):
Я это уже слышала! Ну и пойду!
Обиженно отворачивается
Матвей:
Крестьянка! Простота!
Чтоб я, сиамец, ел мышей?
Принюхивается, прыгает на стол.
Здесь что-то пахнет в миске ...
Фу! Дрянь какая! Вермишель ...
А это что? Сосиски?
(Ест. На столе стоит чашка, он ее сбрасывает вниз. На шум прибегают мама и Таня).
Мама:
Куда ты залез на стол?
А ты вредитель, Матвей!
Таня (защищает):
Ой, мама, ты ему прости,
Он еще не понимает ...
Иди, Матвей, сюда.
На стол нельзя, здесь сиди.
(Ведет к дивану).
Матвей:
Но я сиамец! А вот вас
Такое отношение!
Я иностранец! Я Матвей,
Достойный уважения!
Таня: А где же «спасибо» твое?
Муська (ворчит): Кто не работает, тот ест и пьет
Таня (учит кота): Поел - поблагодари за обед!
Мама (убирая на столе): Какой невоспитанный кот!
Матвей:
Невоспитанный? Я!? Да я ...
Вся родословная моя ...
Я от хвоста и до бровей
Наиблагороднейших кровей!
Мама:
Он воришка, ваш Матвей!
Целых три сосиски украл!
(Берет миску и выходит, входит брат).
Матвей: (кричит)
«Не украл», а «взял»!
Я же член семьи!
Я что - совсем без прав?
Брат (грустно):
В семье у нас мама главная
Все: и коты, и дети -
Должны слушаться ее.
Как надо - попросить.
Матвей (нагло):
Ну, знаешь ... Ты меня достал!
Чтоб я, сиамский кот,
Пред кем-то спинку изгибал?
Да лопни мой живот!
Муська (сама себе): Это выражение опрометчивое ...
Таня (обиженно говорит и уходит): Матвей, ты неблагодарный!
Брат:
Такой невоспитанный кот!
Его прогнать, видимо, следует.
Тоже идет.
Матвей (злой):
Вот это (ф-р-р!) Я вам не прощу,
Диван в лохмотья превращать!
(Начинает царапать диван, фыркает, дрыгает ногами).
Муська: Ты что же это делаешь, обормот?
Матвей:
Я самый лучший в мире кот!
Ты, Мышеловка глупая!
Муська:
А ты бродяга, обормот!
Муська (входит с веником):
А кто это снова здесь стучит?
Ты опять навредил? Вот тебе
Это - за диван! Это - за обед!
(Бьет веником, кот мяукает и подпрыгивает).
Муська: Мяукает! Пусть слышат все соседи!
Матвей:
Я не потерплю такой обиды!
Уйду от вас! Плохие люди!
Муська: Иди. Без тебя лучше будет!
(Кот обиженно уходит, поджав хвост, Муська машет вслед. Все уходят со сцены. Входит ведущий).
Ведущий:
Сегодня вечером Матвей
Оставил восьмой дом.
Он говорит, хозяева были
Плохие очень в нем.
(Все артисты выходят на сцену, кланяются. Конец пьесы. Звучит веселая мелодия).
IV. Беседа после спектакля
- Как вы думаете, дети, действительно Матвею не повезло с хозяевами? Действительно ли они были плохие?
- Как Таня и ее семья отнеслись к Матвею сначала?
- А Муська, как сначала отнеслась к нему?
- А как отблагодарил Матвей своих новых друзей?
- Что можно сказать о его поступках, характере?
- Приходилось ли вам сталкиваться с такими котами?
- Какие из этих характеристик подходят Матвею?
(Лживый, неблагодарный, нечестный, высокомерный, невоспитанный, грубый, хвастливый, хитрый, злой)
- Жалко вам кота?
- Как вы думаете, почему Матвей оставил столько семей, так нигде и не прижившись?
- Как вы думаете, приживется ли он в девятом доме? Почему нет? (Потому что он не осознал своей вины и будет вести себя снова так же недостойно)
- Значит, сиамский бродяга будет еще долго скитаться, нигде не найдя себе родной дом и настоящих друзей, и он сам в этом виноват. Надо быть доброжелательным, честным, порядочным, за доброе отношение платить благодарностью и своими добрыми делами.
- За добро добром платят. Всего в жизни надо быть благодарным.
V. Советы коту Матвею
- Не будь хвастуном! Не превозносись тем, к чему ты не приложил никакого труда.
- Будь как дома и не забывай, что ты в гостях.
- Скромный человек никогда не хвастается своими добрыми делами и осуществляет их по внутреннему побуждению.
VI. Итог
- Чему научились для себя?
- Какие слова благодарности знаете?
- За что вы благодарите и кого?
Этические задачи
1) Что вы скажете, если вас спрашивают «Как ваши дела?». (Слава Богу, все хорошо).
2) Если вас спрашивают, здоровая ли ваша бабушка? Что скажете в ответ? (Спасибо за внимание. Бабушка чувствует себя хорошо.)
Игра «Если ты хороший человек, то должен ...»
Условия игры. Если человек должен делать то, что я называю, вы хлопаете в ладони, а если - нет, то ничего не делаете.
- Делать кому-то плохо, если этого никто не видит.
- Не умываться.
- Шуметь, когда кто-то отдыхает.
- Почитать труд людей.
- Обманывать, ссориться, хвастаться.
- Спать на уроках.
- Помогать друзьям в беде.
- Хорошо учиться.
- Много читать.
- Слушать маму, папу, учителя.
- Здороваться с родными по утрам.
- Воровать.
- Защищать слабого.
- Уважать старших.
- Делать добро людям, природе.
Спасибо! Попрощайтесь как друзья друг с другом.