Математические диктанты для начальных классов. Часть 1
Необходимость математических диктантов
После прохождения отдельной темы учебного материала, перед учителем встает вопрос о проверке качества усвоения материала учащимися. Провести опрос всех учеников - задача непосильная и сложная, потому что требует много времени. Если же провести выборочный опрос некоторых учеников, то чаще всего получается так, что другие ученики слушают их невнимательно. Поэтому для комплексной проверки качества усвоенного материала применяют контрольные работы, тесты, самостоятельные работы или математические диктанты.
Математический диктант - одна из альтернативных форм контроля знаний, которая позволяет участвовать всем ученикам сразу, а не некоторым, как при традиционном опросе.
Математические диктанты для начальной школы
Диктант «Классический»
Вариант 1.
Учитель диктует примеры (уравнения, задачи), а ученики записывают только ответы.
Вариант 2.
Один из учеников диктует задачи, а остальные записывают ответы в тетрадях.
Вариант 3.
На доске записаны задания (на карточках, в тетрадях), а ученики записывают только ответы.
(Такой диктант формирует качество и скорость вычислительных навыков, внимание, сосредоточенность.)
Диктант «Ты - мне, я - тебе»
(Работа в парах)
Ученики поочередно задают друг другу примеры и контролируют запись ответа. Ответы записывают оба ученика, но «свои» примеры можно обвести в кружок или подчеркнуть, чтобы было удобнее проверять. Поменявшись тетрадями, оценивают работу. Ответы должны быть одинаковыми в обоих тетрадях.
(Такой диктант развивает творчество, умение работать в паре в одном темпе, рассчитывать на помощь товарища.)
Диктант «Хоровой»
Учитель диктует диктант в любой форме, а ученики хором дают ответ.
(Диктант позволяет более слабому опереться на сильного. Учитель сразу имеет возможность узнать у кого есть проблемы со счетом, потому что в хоре слышно кто «сфальшивил»).
Диктант «Эстафета»
Каждый ученик по очереди задает свой пример (задачу, уравнение), а остальные его решают и записывают в тетради.
Диктант «Круговой»
Вариант 1.
Первый ученик составляет пример, остальные - записывают и решают его. Второй составляет пример такой, чтобы он начинался с числа - ответа предыдущего примера и т.д.
Вариант 2.
Диктант «Любимое число»
Дети составляют примеры так, чтобы в ответе они получили определенное данное число. Число может выбрать учитель, ученик. Это может быть сегодняшняя дата, число, когда родился ребенок или просто любимое число.
(Диктант дает простор для творчества, возможность индивидуализации. Каждый ребенок работает по мере своих сил и возможностей на определенном уровне.)
Диктант «Радуга»
Примеры по определенной теме пишутся на карточках отдельного цвета. Ученики решают их, а затем каждый прикрепляет свой на радужную полоску, подобрав формулу. «Радуга» засияет только тогда, когда все примеры решатся правильно и займут соответствующее место.
Диктант «Ступени»
Ученикам дают задание на время (примеры, выражения, задачи). Как только время истекло, подводят итоги, кто первым добрался до указанного места (школы, цирка, театра).
Диктант «Цепочка»
Каждому ученику, или выборочно, дается карта и ученик просчитывает «цепочку».
Например:
7+3-10+9+2+7-8+3-4-2+7+2-8=
2*6:4*3*2:2*4:6:2*5-10=
Математические диктанты в начальной школе. Часть 2.
Tags: начальная школа, математика 3 класс, математика 4 класс