Развивающее занятие психолога в начальной школе: «Развитие познавательных процессов»
Цель: развитие внимания, непроизвольной памяти, словесно-логического мышления, создание благоприятного психологического микроклимата в группе, воспитание опрятности и ответственности.
Оборудование: буквы алфавита, компьютер, видеопроектор.
Ход занятия психолога в начальной школе
I. Вступительная часть
А) Сначала садятся дети, имя которых начинается с согласной буквы, вслед за ними садятся те, чье имя начинается с гласной буквы.
Б) Эмоциональный настрой:
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Сегодня на занятии мы мысленно отправимся на прогулку в зимний лес, встретимся с лесными животными, выполняя при этом различные задания, а также будем работать над развитием памяти, внимания, мышления.
- Дорога у нас впереди неблизкая, и чтобы не заблудиться, давайте проверим, хорошо ли мы знаем друг друга по голосу.
1. Упражнение «Узнай по голосу»
Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Кто-то в лесу заблудился,
Громко «Ау!» кричал.
Глаза крепко закрывай,
Кто кричит, угадай!
Один из учеников выходит перед классом и поворачивается к классу спиной. Кто-то из класса кричит «Ау!». Ученик, который стоит перед классом, должен отгадать по голосу того, кто его звал.
Игра повторяется несколько раз.
II. Основная часть.
1. Упражнение «Сказочный герой»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия
А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный?
Я буду называть сказочного героя: если это положительный персонаж - хлопаете в ладоши, если отрицательный - махните головой «Нет-нет»:
Золушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Айболит, Красная Шапочка, Пират, Змей Горыныч, Кот в сапогах, Снежная королева, Чиполлино
2. Упражнение «Назови животное»
Цель: развитие памяти, внимания
Как вы знаете, в лесу живут много разных животных. Давайте назовем некоторых из них, а помогут нам в этом буквы алфавита. Сейчас я каждому из вас раздам по одной букве. Все внимательно следите за экраном. Как только там появляется буква, ученик, кому досталась эта буква, поднимается и называет животное на эту букву.
К примеру:
Б - белка, барсук
В - волк, медведь
Р - рысь
Е - еж
З - заяц
К - кабан
Л - лось, лиса
М - обезьяна, муравьед
3. Упражнение «Найди тень»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Посмотрите внимательно на эти рисунки. Найдите тень к каждому предмету.
4. Физкультминутка «Покажите, как живут звери»
Покажите мне, дети,
В лесу как живут звери,
Как лисичка просыпается,
Как белочка умывается,
Как зайчик прыгал,
Как волк пробегал.
А еж не спешит,
С кустов ягоды собирает.
И только мишка спит,
Просыпаться не спешит.
5. Упражнение «Подбери пару»
Цель: развитие внимания дошкольников, мыслительных операций
Посмотрите внимательно на изображение на экране. Вам нужно подобрать пару к каждому предмету.
III. Заключительная часть
1. Упражнение «Быстрая реакция»
Цель: развитие внимания, слуховой памяти.
Сейчас я буду вам быстро зачитывать слова. Ваша задача - слушая, записывать вторую букву каждого слова.
ЗМЕЯ, ВОЛК, СЛОН, ЛОСЬ, ОДЕЖДА, СЦЕНА, МЫШЬ.
Что получилось из букв? Прочитайте про себя. А теперь все вместе - МОЛОДЦЫ.
Заметили ли вы лишние слова из тех, которые я вам зачитывала? Какие это слова и почему они лишние? Что означают все остальные слова? (Животные, лишнее – одежда, сцена)
2. Упражнение «Коробочка настроения»
Цель: подведение итогов занятия.
Посмотрите внимательно на коробочки: на них изображены равнодушные, веселые и грустные лица. Сейчас каждому из вас я раздам цветной жетон. Опустите его в коробочку с изображением, которое соответствует вашему настроению сегодня.
Спасибо всем за активное участие в нашем занятии. До свидания!