Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «Жизнь пресного водоема»
Цель: Сформировать представления учащихся о пресном водоеме, как природном сообществе.
Ход урока окружающего мира в 4 классе
1. Организационный момент
Приложение (смотреть внизу)
2.Проверка домашнего задания
Скажите, ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Жизнь луга)
Сейчас, чтобы проверить, как вы ее усвоили выполним следующие задания:
- Двое ребят будут работать пол карточкам, а остальные вместе со мной будут разгадывать чайнворд. Вопросы записаны на обратной стороне ромашки. Срываете лепесток, читаете вопрос и отвечаете. (Приложение 1)
- А сейчас поработаем с картой Краснодарского края.
Двое учащихся выходят к доске. Один в роли учителя, другой в роли ученика.
Вопросы:
Какие крупные реки протекают по территории Краснодарского края? Покажи их.
Какие из них горные? Покажи эти реки.
На какой реке стоит город Краснодар? Покажи ее.
- Ребята, а кто знает какие реки протекают по территории нашего района?
- Какая в них вода?
- А в каких еще водоемах пресная вода?
3. Изучение нового материала
1) Постановка темы и цели урока
- Ребята, посмотрите на экран и назовите тему урока окружающего мира в начальной школе
- Какая задача стоит перед нами? (Познакомиться с растениями и животными пресного водоема)
- Правильно. А еще мы узнаем, какая связь существует между ними.
- Как вы думаете, зачем мы будем знакомиться с растительным и животным миром пресного водоема?
2) Объяснение хода работы учителем
- Для изучения пресного водоема наш класс превращается в научную станцию, а вы, ребята, становитесь учеными.
Первая группа – ученые-биологи, вторая группа – ученые-зоологи, третья группа – ученые-экологи. А я буду вашим научным консультантом.
С помощью учебника и дополнительной литературы вы проведете мини-исследование и составите небольшой отчет.
Сейчас командиры групп подойдите, возьмите план исследования и приступайте к работе. (Приложение 2)
3)Работа в группах (10 мин)
4)Физ. Минутка
Приложение
5) Проверка выполненных работ
- Слово предоставляется ученым-биологам.
Рассказ детей сопровождается показом слайдов.
Называют две группы растений. (Растения, прикрепленные корнем ко дну и растения, плавающие в толще воды)
Рассказывают о каждой из них.
Называют растения своей местности.
Рассказывают о кувшинке. (Приложение 3)
Составляют схему – роль растений в водоеме. (На карточках помещают на доску).
Итак, какой вывод сделаем? (Растительный мир разнообразный, растения дают кислород, служат пищей и домом для животных)
- А теперь послушаем выступление ученых-зоологов.
Рассказ сопровождается показом слайдов.
Называют 4 группы животных и составляют схему. (Доска)
Рассказывают о каждой из групп.
Называют животных своей местности.
Проводят игру «Путаница».
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображены схемы. Проверьте все ли здесь правильно? Если нет, то исправьте ошибки.
- Какой вывод можем сделать? (Животный мир богат и разнообразен).
- Сейчас предлагаю посмотреть отрывок фильма, как из личинки появляется стрекоза.
- Слово ученым-экологам
1. Представляют цепь-питания.
2. Рассказ о том, какие беды приносит человек водоему.
3. Знакомят с правилами, как должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в природе
4. Рассказ о том, как помочь рыбам зимой.
Экологи раздают детям памятки. (Приложение 4)
4.Итог урока
- Итак, ребята, можем ли мы назвать пресный водоем природным сообществом? Почему?
5.Проверка знаний
_ А сейчас, ребята, чтобы проверить, как вы усвоили материал урока, выполним такое задание. Каждый получит листочек с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача найти их и исправить. (Приложение 5)
- Ребята, поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга и поставьте оценки. Если нет ошибок – 5, если одна ошибка – 4, если две – 3, а если больше трех, то 2. Ваши оценки я учту при проверке работ. (Правильный текст на экране).
6. Выставление оценок
7. Домашнее задание