Конспект урока по русскому языку в 8 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цель урока:
углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: проектор,
ПК,
интерактивная доска.
Ход урока по русскому языку в 8 классе:
I. Орг.момент
У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Вступительное слово учителя
У: Сегодня мы проводим урок-практикум.
Вы будете выполнять задания в рабочих листах, которые лежат на партах (подпишите их, пожалуйста) и самостоятельно контролировать свои знания и умения по теме урока, то есть оценивать самих себя. Результаты работы фиксируйте в «Оценочном листе». Будьте объективны.
Задание 1. Терминологический диктант
Вспомним основные лингвистические термины, изучаемые нами в разделе «Синтаксис и пунктуация». Цель: Знание терминов необходимо для успешного усвоения материала. Первое задание – терминологический диктант.
В рабочих листах под цифрой 1 есть место для записи терминов.
1. Раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. (Синтаксис)
2. 1. Совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи. 2. Собрание правил их расстановки. (Пунктуация)
3. Слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность (Предложение)
4. Единство подлежащего и сказуемого (Основа предложения)
5. Элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов (Знаки препинания)
Проверим, как вы справились с терминологическим диктантом.
……, прочитай все термины, которые ты записала.
Проверьте себя, оцените свою работу в оценочном листе.
Вывод: Итак, мы повторили основные лингвистические термины, которые необходимы при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация».
III. Актуализация знаний о предложении
1. У: Прежде, чем перейти к теме урока, вспомним, что такое предложение и каковы его признаки как синтаксической единицы?
Дайте определение данному понятию.
О: Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих смысловую и интонационную законченность.
Предложение имеет следующие признаки:
1) имеет грамматическую основу;
2) выражает законченную мысль;
3) характеризуется смысловой законченностью;
4) является единицей общения.
2. Формулирование темы и цели урока
1) Продолжаем работу.
Задание 2
После выполнения второго задания, сформулируем тему сегодняшнего урока.
Докажите, что перед вами предложения, расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку (подчеркните грамматическую основу предложения). Цель: Определить, в чем особенность данных предложений.
Слово — это духовная жизнь народа. (А. Вознесенский)
Учиться – всегда пригодится. (Пословица)
Язык – всем знаниям и всей природе друг. (Г. Державин)
О: Да, перед нами предложения, так как они имеют грамматическую основу - НАЗВАТЬ, характеризуются интонационной законченностью – в конце точка, предложения повествовательные.
По структуре это простые предложения.
У: В чем их особенность?
О: Вывод: Во всех предложениях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».
У: Мы знаем, что важнейшим признаком предложения является наличие предикативной (грамматической) основы.
Догадались ли вы, выполняя задание, какова же тема урока?
О: Я предполагаю, тире между подлежащим и сказуемым.
Запишите тему в рабочих листах.
У: А теперь сформулируем цель урока:
О: Вспомнить и закрепить правило постановки тире между главными членами предложения.
(Углубить знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым).
- Прежде чем сформулировать правило, скажите, чем отличается ТИРЕ от ДЕФИСА?
О: ТИРЕ – пунктуационный знак, дефис – орфографический.
2) Рубрика «Знаете ли вы?»
А теперь обратимся к истории пунктуационного знака тире. Предоставляю слово знатоку русского языка.
О: Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
К концу XVIII века появился ещё один знак препинания – тире
Тире восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак:
- чёрная полоса чернил,
- молчанка,
- длинная черта,
- горизонтальная черта,
- знак пресечения
Этот знак впервые стал применять Н.Карамзин
У: Напомню вам, что Николай Михайлович Карамзин - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, создатель многотомного сочинения «Истории государства российского», автор рассказа «Бедная Лиза».
Итак, тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Тире выполняет много функций, мы сегодня говорим о тире, которое разделяет подлежащее и сказуемое.
IV. Выполнение заданий по теме
1) Задание 3
У: Перейдем к третьему заданию. Внимательно прочитайте предложения.
Подчеркните грамматические основы всех предложений; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым и его отсутствие. Расставьте недостающие знаки препинания, где это необходимо. Цель: После выполнения задания сформулировать правило.
1.Книга – лучший друг человека. (сущ. – сущ.) 2. Ученого учить – только портить. (Inf – Inf) 3. Перечитывать страницы любимых книг – огромное наслаждение. (Inf –сущ.) 4. Пятью пять – двадцать пять. (числ. – числ.) 5. Книга – это мост в мир знаний. (сущ. – это сущ.) |
1. Книги как лучшие друзья. (сущ. как сущ.) 2.Они верные и умные помощники. (мест. сущ.) 3. Книга мала, а ума придала.. (сущ. прил.) 4.Образование, безусловно, опора в жизни. (сущ., вводное слово, сущ.) 5. Бедность не пряник, а к себе манит. (сущ. НЕ сущ.) |
ПРОВЕРКА
1. Назовите предложение 4 (1 ст.)
предлож. 4 (второй ст.)
предлож. 3 (первый столбик)
предлож.1 (второй ст.)
предлож.2 (перв.ст.)
предлож. 2 (втор.ст.)
У: Вывод: Итак, каким правилом мы руководствуемся при постановке тире между главными членами предложения?
О: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят в разных сочетаниях существительные, инфинитивы и числительные без вспомогательной части.
У: В каких случаях постановка тире недопустима?
О: Тире обычно не ставится, если в составе сказуемого есть отрицательная частица, если в составе сказуемого есть сравнительные частица как, будто, словно; если подлежащее выражено местоимением; если сказуемое выражено прилагательным, если между подлежащим и сказуемым есть вв.слова.
У: Оцените свои умения в «Оценочном листе».
Мы повторили пунктуационное правило «Употребление тире между подлежащим и сказуемым». Закрепить данное правило нам помогут практические упражнения и алгоритм, который представлен в карточках-информаторах.
2) Работа с алгоритмом
Задание 4 Игра «Третье лишнее»
Поиграем. Внимательно прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания, найдите третье лишнее, объясните почему.
1. Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
2. Красное дерево редко, красное слово метко.
3. Правдивое слово – сила.
Проверка – 1 человек
У: Оцените свои умения в оценочном листе.
3) У: Мы продолжаем подготовку к основному государственному экзамену.
Переходим к пятому заданию «Элементы анализа текста»
Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль?
1) Книга – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга – это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача – научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Тема – книга, дающая знания человеку.
Основная мысль – научиться понимать художественную литературу.
А теперь расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
ПРОВЕРКА
У: Выполните тест, который построен в формате ОГЭ.
Тест
1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «животворный»:
1. помогающий
2. возрождающий
3. полезный
4. целебный
2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4
задача – научиться понимать
3. Укажите номера предложений, в которых обособленные определения выражены причастными оборотами
___________________
4. Укажите номера предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены им.сущ.
___________________
5. Укажите № предложения, где подлежащее выражено глаг., а сказуемое – сущ.
___________________
Взаимопроверка.
Поднимите руки, кто получил 5, 4.
Оцените умения в «Оценочном листе»
У: Сегодня на уроке мы получили новые сведения о пунктуационном знаке – тире, выполняя задания, закрепили изученное ранее правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, оценивая себя, старались быть объективными.
Спасибо за работу, ребята.
Запишите домашнее задание:
Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Tags: урок русского языка , русский язык в 8 классе, урок русского языка в 8 классе