Конспект урока русского языка в 6 классе: «Указательные местоимения»
Тип урока – урок открытия нового знания.
Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации посредством изучения предмета «Русский язык»
Дидактические средства для создания учебной ситуации: работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты), наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий), группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение; преобразование и создание (списки слов, тексты, памятка-рюкзачок).
Используемые технологии: задавание д/з – уровневая дифференциация, здоровьесберегающая – физминутка,
Оборудование: мультимедиапроектор, смартдоска, орфографические словари, распечатанный дидактический материал.
Ход урока русского языка в 6 классе
1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка?
Звучит ответ «Да», предполагающий положительный эмоциональный настрой.
Запись в тетрадях даты и вида (классная) работы.
Посмотрите внимательно на своё рабочее место. На парте вы видите раздаточный материал, к которому мы будем обращаться в течение урока.
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
Итак, мы с вами сказали, что готовы отправиться за новыми знаниями. Когда кто-то собирается в дальнюю дорогу, что он с собой берёт?
Предположительные ответы: сумку, еду и т.д. и рюкзак.
Правильно, ребята. И у себя на столе вы видите символический рюкзачок. Рюкзак полный или пустой?
Что нам необходимо сделать?
Как вы думаете чем на уроке мы можем его пополнить? Знаниями о каких языковых мы можем его заполнить, если учесть, что мы изучаем большую тему «Местоимение»?
Правильно. На столе лежать листочки с названиями. Положите в рюкзак изученные нами разряды. Сколько полосок у вас осталось.
Вы заметили, что тему мы пока не записали. Т.К. у вас осталось 2 названия разрядов местоимений, то можно предположить, что…
Чтобы определить тему урока, я предлагаю прослушать стихотворение, текст которого вам представлен на доске, и подумать, какие неизвестные вам части речи здесь встретились. (слайд №1)
Назвать эти слова.
Дети. Это, эта, эти, этот.
3.Постановка учебной задачи.
К какой же части речи можно отнести эти слова?
Верно, молодцы (молодец).
Как вы думаете это указательное или определительное местоимение? Попробуйте доказать свою мысль.
Итак, вы определили, что изучать сегодня на уроке будем УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
Прошу записать тему урока в тетради. Какие задачи мы можем поставить перед собой. Учитель записывает ответы детей на доску.
Ребята, давайте попробуем вместе с вами дать определение новому понятию. (На доске записано Указательные местоимения – это…)Источник определения – словарь лингвистических терминов. Скажите, находясь на уроке, каким мы источником можем воспользоваться для самоконтроля – проверки правильности записанного нами определения.
Правильно, откройте учебник на стр. 184 и сопоставьте записанный вами текст и выделенный жирным шрифтом текст в учебнике.
4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Ребята, тем не менее, познакомившись с материалом учебника, вы узнали новый для себя материал. Положите на эту страницу закладку и закройте учебник. Скажите, можете ли вы всё воспроизвести материал из учебника? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы материал запомнился?
Давайте определим алгоритм действий – в этом нам помогут ключевые слова текста. Я вам прочитаю текст вслух, а вы внимательно следите за логическим ударением. Читает текст на стр.184
Возвращаемся к изучаемому материалу – прочитываем текст, просматриваем запись попробуем воспроизвести.
Для закрепления предлагаю обратиться к упр.437. задание я изменяю. Выпишите выделенные мест и укажите их падеж и число.
Карточки для самопроверки – на партах.
Обсуждение затруднений.
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Хорошо, молодцы справились с заданием. Но в упражнении вам были выделены указательные местоимения. А сможете ли вы самостоятельно найти их в тексте. Предлагаю вам текст. Выпишите все УК.м. и определите их морфологические признаки. Что это значит? (слайд №2)
Если есть вопросы – сразу задавайте.
Обратите внимание на фоне какой картинки дан текст. Что на ней изображено?
Правильно. Что такое орнамент? Обратимся к словарным статьям
Ребята, как вы думаете первую гласную мы можем проверить? В каком словаре мы найдём ответ на вопрос – как правильно писать это слово?
Ребята, для того, чтобы хорошо запомнить УК.мест я предлагаю вам создать свой орнамент из этих слов и нарисовать его на рюкзачке, чтобы он стал немного ярче.
Предлагаю детям пример своего орнамента из слов.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Ребята, мы уже с вами поработали достаточное количество времени, пора отдохнуть – я вам предлагаю небольшую физ.минутку. Выполнять её всем вместе не обязательно, но каждый должен выполнить самостоятельно какое-то упражнение: или стоя потянуть мышцы, или сидя закрыть глаза и положить их на ладошки. Остальных прошу слушать меня внимательно – и выполнять действия.
Физминутка
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отдохнули? Хорошо, продолжим путь
7.Включение в систему знаний и повторение
Предлагаю вам обратить внимание на упражнение 439. Исключая задания под чёрной точкой и все виды разборов. Обговариваем как и почему так будем выполнять задание.
Поставьте себе оценку
8.Рефлексия деятельности
Итак, вернёмся к задачам урока. Все ли нам удалось решить? Скажите, можем ли мы сейчас добавить в свои рюкзачки знания об указательных м.. Самооценка – среднее ар. Из двух оценок
А уверены ли вы, что на 100 процентов изучили эту тему «Указательные местоимения».
Задавание дз –с перспективой на следующий урок закрепления.
Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?
Домашнее задание
Приложение
При наличии времени – работа с доской.
Составить сложные предложения с указательными местоимениями тот, этот, такой, таков, столько.
Tags: урок русского языка , 6 класс, русский язык в 6 классе