Конспект урока русского языка в 7 классе: «Деепричастие как часть речи»
Оборудование: слайдовая презентация, учебник «Русский язык. 7 класс» (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), раздаточный материал.
Цели урока:
воспитательный аспект: воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
развивающий аспект: развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся;
познавательный аспект: формирование представления о деепричастии как одной из самостоятельных частей речи, обладающей признаками глагола и наречия.
Ход урока русского языка в 7 классе
Организационный момент «Букет настроения».
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: оранжевые и голубые. На столе учителя стоит ваза. «Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. На прошлом уроке литературы мы с вами говорили о символике цвета. И узнали, что синий цвет – холодный, а оранжевый – тёплый, радостный. Сейчас мы с вами создадим букет настроения. Если оно у вас хорошее, то поставьте в вазу оранжевый цветок, если не очень – синий».
Целеполагание
У вас на партах находится раздаточный материал. Возьмите Приложение №1. Перед вами текст. Не читая его, скажите, сколько в нём предложений. Я прочту текст, а вы внимательно его слушайте. После прослушивания назовите грамматическую основу предложения.
Приложение №1
-Ребята, сказано ли, как воды падают? Назовите слова, которые об этом говорят. Определите, что они обозначают (предмет, признак, действие, дополнительное действие). В этом вам поможет информация, спроецированная на доску.
Какой из предложенных терминов подходит к этому определению и почему?
Формирование новых знаний
Сегодня мы откроем для себя ещё одну часть речи – деепричастие.
Этап постановки проблемы
Ребята, какая задача стоит перед нами в связи с изучением новой части речи?
Совместная деятельность.
Запишите в тетрадки дату, вид работы и тему урока.
Предлагаю вам записать часть предложения из стихотворения о водопаде: «..Катясь, извиваясь, стремясь, падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!»
Объектом нашего исследования будут записанные деепричастия (задания по рядам: 1-катясь, 2-извиваясь, 3-стремясь). Сейчас вам предстоит поработать в парах, выполняя задание, обозначенное на карточке с названием «Приложение№2»
Физкультминутка
Постановка задачи
Обратимся к материалу учебника на стр.77 и прочитаем правило. Всё ли вам понятно? Примеры употребления деепричастий в речи вы можете найти в Приложении №3.
А сейчас вам предстоит самостоятельно поработать с упр.159, где вы должны будете «узнать» деепричастие.
Выполнение задачи
Создание ситуации успеха для каждого ребенка в практической деятельности. Консультирование по трудным вопросам или предоставление возможности самостоятельно разобраться в материале с помощью справочной литературы.
Желающим предлагается творческая работа (составить текст, насыщенный деепричастиями, на тему «Подарю я маме букетик полевой») или работа с карточкой Приложение №5
Подведение итогов
Контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся.
Рефлексия
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Приложение
Домашнее задание
Дифференцированное: выполнить задание, обозначенное на карточке (приложение №4) – по выбору учащегося.