Конспект урока русского языка в 7 классе: «Частица как часть речи»
Ι. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
ΙΙ. Актуализация ранее полученных знаний.
Проверка домашнего задания
Учитель:
Какие части речи относятся к служебным из тех, которые мы с вами изучили на предыдущих уроках?
Дети:
Союз и предлог.
Учитель:
Правильно, предлоги и союзы. Для чего нам нужны предлоги и союзы?
Дети:
Предлоги и союзы связывают слова в предложении, союзы могут связать и предложения.
Учитель:
Как мы пишем предлоги и союзы с остальными словами?
Дети: Все предлоги и союзы пишутся со словами раздельно.
Учитель: Правильно, приведите свой пример предложения с предлогом и союзом.
Дети: Мы хотели пойти на улицу, но пошел дождь.
На - это предлог, пишется с существительным «улица» раздельно, но - это союз, пишется раздельно со словами.
Учитель:
Хорошо, а теперь, ребята, обратите внимание на левую доску, здесь записаны предложения без знаков препинания, прочитайте предложения и подскажите мне, где нужно поставить запятую. Объясните свой выбор.
Левая сторона доски:
Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но найти солдатика не могли.
Я знал, что она не придет.
Уже море потемнело, а он все еще рассматривал его даль.
Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.
Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома.
Дети:
Перед союзами а, но, что, когда всегда ставится запятая. Эти союзы либо связывают однородные члены в предложении, либо связывают в сложном предложении простые.
В этих предложениях встречается и союз и.
Если союз и соединяет два однородных члена предложения, то запятая перед ним не ставится. Например: Мальчик и служанка.
Если союз и соединяет простые предложения в составе сложного, то запятая перед ним ставится. Например:
Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома.
Учитель: Правильно, запомните ребята, перед союзами а, но, что, когда всегда ставится запятая. А перед ОДИНОЧНЫМ союзом и ставится запятая тогда, когда он соединяет простые предложении в сложном.
IIΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать еще одну часть речи, которая относится к служебным. Может кто-нибудь из вас знает, какая это часть речи?
Дети: Частица.
Учитель: Правильно, частица. Значит, как будет звучать тема нашего урока?
Дети:
Частица как служебная часть речи.
Учитель: Верно, открываем тетрадочки, записываем число, классная работа и тему урока.
Что сейчас нам важно определить?
Дети: Важно определить основные вопросы нашего урока, на которые нам необходимо найти ответ.
Учитель вместе с детьми составляет план (записывает проблемные вопросы на доске):
Что такое частица?
Какую роль выполняет в речи?
Какие бывают виды частиц?
Правописание частиц.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
Учитель: Итак, ребята, что же такое частица?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Для того, чтобы правильно сформулировать определение частицы, необходимо открыть теорию на странице , параграф № .
Самостоятельное чтение параграфа.
Дети: Частица - это служебная часть речи, которая придает различные оттенки значения членам предложения или всему предложению в целом.
Учитель: Правильно, а какие вы уже знаете частицы?
Дети: Частица не.
Учитель: Вспомним, как пишется частица не с глаголом?
Дети: Раздельно.
Учитель: Верно, на первый вопрос нашего урока мы нашли ответ. Частица- это служебная часть речи, которая придает различные оттенки значения членам предложения или всему предложению в целом. Сейчас, я прочитаю небольшое стихотворение о частице. Вы слушайте внимательно и будьте готовы ответить наш следующий проблемный вопрос : какова роль частиц в речи, для чего они нам нужны?
(Текст стихотворения лежит на партах у учеников).
Приложение
Учитель: Итак, для чего нужны частицы?
Дети: Частицы придают различные оттенки значения, усиливают значения, отрицают, образуют формы.
Учитель: Верно. С частицей не все понятно, она служит для отрицания. А для чего нам нужны другие частицы, и какие они бывают?
Откроем практику на странице 50,на этой странице жирным шрифтом выделены частицы: не, бы (б), ли(ль),же(ж).
Учитель вместе с детьми читает вслух частицы.
Учитель: Мы познакомились с частицами, но для того чтобы узнать к какому виду они относятся, выполним задание у доски.
Под диктовку ученики записывают предложения:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Учитель: Объясни, почему в конце предложения ты поставил вопросительный знак?
Ученик: Это предложение вопросительное, оно содержит вопрос.
Учитель: Верно, найди в этом предложении частицу.
Ученик: Частица ль.
Учитель: Верно, ребята, подчеркните частицу, обратим внимание еще раз на вид предложения по цели высказывания. Оно вопросительное, но если мы уберем из него частицу, будет ли оно вопросительным?
Дети: Нет, частица ль придает значение вопроса всему предложению.
Учитель: Значит, как называется эта частица?
Дети: Вопросительная.
Учитель: Верно, частица ль является вопросительной. Сверху над частицей подпишите ее вид (карандашом).
Следующие предложения (один ученик работает у доски, другие в тетрадях):
Долго я спала.
Долго же я спала.
Учитель: Ребята, чем отличаются эти предложения?
Дети: Наличием частицы же.
Учитель: Правильно, подчеркните частицу, а какое значение вносит частица же в предложение? Обратим внимание на наше стихотворение.
Дети: Частица же усиливает значение.
Учитель: Верно, значит, как называется частица же?
Дети: Усилительная.
Учитель: Верно, мы познакомились еще с одним видом частиц -усилительные. Сверху над частицей подпишите ее вид (карандашом).
Следующее предложение:
Я еще лучше сделал бы.
Учитель: Назовите частицу в этом предложении.
Ученики: Частица бы.
Учитель: Верно, подчеркните карандашом частицу. А теперь вернемся опять к нашему стихотворению, как вы считаете, какую роль выполняет в предложении частица бы?
Дети: Она помогает образовать форму.
Учитель: Какой части речи частицы бы помогает образовать форму?
Дети: Глаголу.
Учитель: Верно, частицы бы помогает образовать глаголу форму условного наклонения. Это мы еще пока не проходили, поэтому давайте просто запомним, что частица бы называется…
Дети: Условной.
Учитель: Правильно, частица бы является условной. Сверху над частицей подпишите ее вид (карандашом).
Следующее предложение:
Ночью не было дождя.
Учитель (ученику): Самостоятельно объясни значение уже знакомой нам частицы.
Ученик: Частица не – отрицательная, она придает значение отрицания всему предложению (в данном примере).
Учитель: Правильно ,ребята мы замечательно справились с этим заданием. И так, что мы узнали нового?
Дети: Мы узнали, что бывают не только отрицательные частицы ( не), но и усилительные(же), вопросительные (ль),условные(б).Они придают различные оттенки значения словам или всему предложению в целом.
V. Актуализация изученного.
Физкультминутка
Приложение
Я читаю вам предложения, если вы услышите в тексте частицу, то широко улыбаемся друг другу, выполняя при этом соответствующие физкультминутке упражнения:
Учитель: Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!
Работа в группах.
На столах у каждой группы листочек с заданием:
Найти в предложениях частицы и определить их вид. Записать предложения, частицы выделить, вид подписать сверху над частицей (карандашом).
Без надобности я (б) (не) пошел.
Давно (ли) он ушел?
А царевна всё (ж) милее,
Всё (ж) румяней и белее.
Проверка выполнения задания (капитан каждой группы зачитывает по одному предложению с комментарием о частице, остальные (если необходимо) исправляют ошибки):
Примерный ответ первого ученика:
Без надобности я (б) (не) пошел.
В этом предложении две частицы условная б и отрицательная не. Частицы со словами пишутся раздельно.
Примерный ответ второго ученика:
Давно (ли) он ушел?
В этом предложении есть вопросительная частица ли, она придает значение вопроса всему предложению. Частица ли пишется со словами раздельно.
Примерный ответ третьего ученика:
А царевна всё (ж) милее,
Всё (ж) румяней и белее.
В этом предложении есть усилительная частица ж, она пишется со словами раздельно.
Учитель: Верно, ребята вы все превосходно справились с этим зданием.
VI. Рефлексия.
А теперь давайте еще раз ответим на основные вопросы нашего урока, обратимся к доске.
Учитель: Что такое частица?
Дети: Частица-это служебная часть речи, которая придает различные оттенки значения членам предложения или всему предложению в целом.
Учитель: Какую роль частицы выполняет в речи?
Дети: Частицы придают различные оттенки значения, усиливают значения, отрицают, образуют формы
Учитель: Какие бывают виды частиц?
Дети: Отрицательные(не), усилительные (же, ж), вопросительные(ль,ли), условные(б, бы).
Учитель: Правописание частиц.
Дети: Частицы бы (б), ли (ль), же (ж), не с другими словами пишутся раздельно.
Выставление и комментирование оценок.
Учитель:
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.