Конспект урока русского языка в 5 классе: «Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1. дать понятие о фразеологизме
2. ввести языковые особенности фразеологизмов
3. научить находить и толковать значения фразеологизмов
Личностные: уважительное отношение к родному языку;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств.
Предметные: толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний;
пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова.
Метапредметные: используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой;
формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
умение выполнять задание в соответствии с целью;
поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью.
Оборудование урока:
Раздаточный материал для школьников (см. Приложение 1).
Фразеологические словари, словари Ожегова.
Рисунки с фразеологизмами.
Рисунок паровозика и двух вагончиков (см. Приложение 2)
Ход урока русского языка в 5 классе:
1. Самоопределение в деятельности (мотивация)
Готовясь к уроку, я перебирала разные задания для учащихся и вдруг случайно наткнулась на сочинение моей ученицы.
Я учусь в 5 классе. На уроке я не бью баклуши, а работаю не покладая рук. В моей тетради все без ошибок, комар носа не подточит. На переменах я не бегаю сломя голову, а повторяю правила, чтобы не ударить в грязь лицом. Я не люблю плестись в хвосте.
Что вы можете сказать об этой ученице?
Как вы догадались, ведь в тексте нет таких слов?
А поняли ли вы:
- что нельзя бить на уроке?
- где в наше школе точит нос комар?
- почему в грязь ударяются лицом?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Эти словосочетания называются фразеологизмами. А можете ли вы найти все фразеологизмы в этом тексте? Сколько получилось? Какие фразеологизмы нашли?
3. Выявление места и причины затруднения.
Почему ответы оказались такими разными?
Вы слышали раньше о фразеологизмах? Что вы знаете про них знаете? Это новая тема?
4. Постановка учебной задачи
Какова наша учебная задача на уроке?
Задайте вопросы, на которые мы должны найти ответы, выполняя учебную задачу? (Учитель записывает на доске: Что такое? Какие бывают? Зачем нужно?...)
В какой последовательности нужно расставить вопросы? Выскажите свою точку зрения. (Обсуждение плана изучения темы)
5. Реализация построенного плана
Итак, с чего начнём? С определения.
Фразео – греч. «выражение, оборот речи» + логос – греч. « наука» = фразеологизм.
Давайте исследуем фразеологизмы в парах. Для этого рассмотрим предложение: Не люблю плестись в хвосте.
Попробуйте объяснить значение. Что значит плестись в хвосте? Сделайте вывод.
(Фразеологизм можно заменить словом)
Попробуйте объяснить значение каждого слова по отдельности (плестись + хвост) и сделайте вывод.
(Нельзя вывести значение из каждого слова = неделимость, целостность)
Попробуйте заменить слова на другие, изменить форму слов.
(Нельзя изменять слова = устойчивость)
…. (допишем после чтения учебника) (Переносное значение)
Запишем языковые особенности фразеологизмов, которые мы открыли.
Давайте откроем учебник и сравним текст параграфа с нашими выводами. Что нового? Какой признак мы не записали?
Вернемся к фразеологизмам в тексте. Все ли значения понятны? Что делать, если не знаем? Где ищем ответ? В словаре. В каком?
Есть специальный фразеологический словарь. Автор самого известного - А.И. Молотков. В словаре свыше 4 000 фразеологизмов.
А есть фразеологический словарь школьника, автором которого является Влас Платонович Жуков. В.П.Жуков является автором многих книг: «Словарь русских пословиц и поговорок», «Школьный фразеологический словарь русского языка», учебники «Русская фразеология», «Современный русский литературный язык». А можно найти необходимую информацию в словаре Ожегова? Поработайте со словарной статьёй. Как оформлены фразеологизмы в словаре Ожегова.
Закрепление
Итак, на доске языковые особенности фразеологизмов? С какого из них мы начнём нашу работу?
Выбирайте задание.
Задание № 1. Замените фразеологизм словом и запишите его.
Кожа да кости, перемывать косточки, рукой подать обвести вокруг пальца, седьмая вода на киселе, куриная память, злые языки
Зачем нам нужно уметь заменять фразеологизм словом?
Задание № 2. Переносное значение.
Составьте предложения так, чтобы данные словосочетания имели сначала свободное значение, а затем фразеологическое. Что означают фразеологизмы?
Заткнуть за пояс, моя хата с краю, не за горами, море по колено, белая ворона
Задание № 3. Устойчивость
Допишите пропущенные во фразеологизмах слова.
Положить ( ) на полку
Вешать лапшу ( )
Уносить ( )
Зарубить на ( )
( ) кровью обливается
Вертится на ( )
А как вы думаете, какая часть тела наиболее часто встречается во фразеологизмах? (Рука – более 50)
Задание № 3. Неделимость
Рассмотрите рисунки! Почему возникает комический эффект?
Что означает фразеологизм. Составьте предложения устно.
Задание № 4 . Воспроизводимость
Давайте объединимся в группы и соберем фразеологический зоопарк. Кто больше? Напишите их на листах и повесьте на доску. Обязательное условие – знать значение фразеологизма.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какова была наша учебная задача?
Вернемся к заданным в начале урока вопросам. На какие мы ответили? На какие нет? Скажите, что нам предстоит еще изучить?
Какое задание показалось самым трудным на уроке.
А какой фразеологизм оказался самым интересным? Прочитайте фразеологизмы из ваших фразеологических копилок.
Какой задание вам особенно понравилось на уроке? Какое задание вы бы выбрали дома?
Перед вами список фразеологизмов. Запишите на цветном листе, какой фразеологизм передает ваше настроение на уроке.
В поте лица Всей душой
Витать в облаках Не в своей тарелке
Не в духе Из рук вон плохо
Войти во вкус Не покладая рук
Так себе
Слышали вы фразеологизм вагон и маленькая тележка? Что он означает? Можно ли применить его к сегодняшнему уроку. Выходя с урока разместите ваши листочки на доске, где изображены паровозик, вагон и маленькая тележка. Если вы были активны и самостоятельны – паровозик, если вы только работали под руководством учителя и накапливали словарный багаж – вагончик, если работать не захотелось – тележка.
Tags: 5 класс, урок русского языка в 5 классе, урок русского языка