Урок русского языка: «Правописание суффиксов глаголов ова-ева и ыва-ива»
Цели урока:
познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
Приложение: материалы для проведения занятия,
материалы для тестирования учащихся
Ход проведения урока по русскому языку:
1. Мотивация и актуализация знаний.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Вы выполняли домашнее упражнение. Кто сам выполнял, а кто просил помощи родителей?
- Есть ли у вас вопросы?
Проведём самопроверку.
- Кто не ошибся ни разу?
- Появились ли теперь вопросы?
- В чем причина ваших затруднений? (не выучил правило, не применял правило, не смог подобрать проверочное слово).
2. Создание проблемной ситуации.
- Так как у нас еще есть ошибки, давайте продолжим тренировку. Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы и запишите столбиками.
Пробовал Завидовал Горевал Ночевал |
Высмеивал Запрыгивал Опаздывал Загадывал |
Запивал Заболевал Согревал Пришивал |
- Что объединяет эти слова?
- Сколько столбиков получилось? Почему?
- В 3 столбике слова не по правилу. Как же вы их написали?
- Сформулируйте УЗ на уроке.
3. Гипотеза
- Рассмотрим слова 3 столбика. Правильно ли вы написали?
- Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.
4. Проверка гипотезы. Подведем итог.
- К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).
- Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? ( Полнота, краткость, наглядность)
- Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.
- Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: продлевать, затмевать, застревать.
5. Тренировка.
- Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).
Давайте проверим, обладаем ли мы такими умениями.
Задание 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма. Выделите морфему.
ᴖ е | ᴧ е | ᴖ и | ᴧ и |
Подогревать Задевать |
Танцевать Врачевать |
Завивать Зашивать |
Заслуживать Подслушивать |
- Какие слова пишутся по 1 правилу, а какие про 2.
Задание 2. Замените словосочетание словом с орфограммой. Запишите слова, обозначьте орфограмму.
Принимал участие – участвовал, делал запись – записывал, отдавал команды – командовал, проводил беседу – беседовал, испытывал радость – радовался, задавал вопросы – спрашивал, немного шутил – подшучивал, занимался колдовством – колдовал, приходил позже, чем нужно – опаздывал, пел вместе с исполнителем – подпевал, жил по указанному адресу – проживал, подвергся гниению – загнивал, выходил из моды, становился старым – устаревал, часто болел – заболевал, пил жидкость вместе с едой – запивал, делать еду горячей – разогревать.
6. Рефлексия.
Какова была УЗ? Удалось ли нам её решить?
Хотите проверить?
Тест.
В каком слове нет суффикса –ева?
А. во…вать
Б. забол…вать
В. буш…вать
Г. ноч…вать
В каком слове есть суффикс –ва?
А. закруч…вал
Б. запрыг…вал
В. заб…вал
Г. заворач…вал
В каком слове пишется буква Ы?
А. преслед…вать
Б. раскид…вать
В. обрад…ваться
Г. огранич…ваться
В каком слове пишется буква О?
А. адрес…вать
Б. насвист…вать
В. догад…ваться
Г. опазд…вать
В каком случае в глаголе пишется -ЕВА?
А. Если в неопределённой форме есть суффикс Е.
Б. Если глагол 1 спряжения.
В. Если в форме 1 лица ед.ч. происходит чередование с Ю.
Г. В словах- исключениях.
- Определите, какое умение у вас «западает»?
- Вспомните, какие затруднения у вас были в начале урока. Исчезли ли эти трудности? Вы довольны своей работой.
7. Домашнее задание
Приложения к уроку
Tags: урок русского языка