Коррекционно-развивающее занятие психолога в 1 классе: «Я – Школьник»
Цель:
- формировать у детей осознание, что нужно учиться;
- научить детей представлять себя;
- способствовать сплочению ученического коллектива;
- развивать навыки группового взаимодействия;
- создать положительную атмосферу взаимного доверия и уважения.
Оборудование: маркеры, бумага, сюжетные рисунки
Ход занятия психолога 1 классе
Приветствие
Упражнение «Ежик»
Цель: познакомить участников друг с другом и с психологом, создать условия для работоспособности группы.
Ход упражнения
Психолог. Имя человеку дают раз и на всю жизнь. Оно помогает другим обращаться к вам, а вам – к другим. Давайте поиграем в игру. Расскажите, как полностью звучит ваше имя, нравится ли оно вам, как обращаются к вам дома, как бы вы хотели, чтобы обращались к вам в группе.
(Психолог берет игрушку и передает детям по кругу.)
Упражнение «Правила нашей группы»
Цель: настройка группы на продуктивное и комфортное взаимодействие.
Ход упражнения
Для того чтобы мы могли хорошо провести наше занятие нам нужно установить правила нашей группы. Я предлагаю такие правила:
Называть всех по имени.
Быть доброжелательным.
Слушать внимательно, никого не перебивать.
Не расстраиваться, когда что-то не получается, а попробовать еще раз.
Участвовать во всех играх и упражнениях.
Правила обсуждаются и принимаются.
Во время обсуждения правил психолог должен дать всем желающим возможность высказаться, выслушать все предложения, обсудить их.
Упражнение «Школа и детский сад»
Цель: развитие внимания; диагностика мотивации
Ученикам раздаются карточки с рисунками, характеризующие школьную жизни и жизнь в детском саду. Учащимся предлагается выбрать одну картинку и поделиться на две группы – «Детсад» и «Школа». Каждый участник показывает всем картинку и обосновывает, почему он выбрал именно ту или иную группу.
Сказкотерапия «Сказка про Мишку, который первый раз пошел в школу»
Цель: научить детей правилам поведения на уроке
В одном замечательном лесу вместе с мамой и папой жил маленький Медвежонок. Он любил бегать и играть в разные игры. Однажды мама сказала Мишке: «Ты стал взрослым, поэтому тебе уже нужно учиться. Я отведу тебя в школу».
Мишка слышал от своего друга Львенка, что в лесу есть школа, но никогда там не был. Ему стало очень интересно, поэтому он с радостью согласился идти в школу.
В школе была учительница – мудрая Сова. Она учила детей читать, писать, считать, рисовать. А сколько здесь было школьников: и Зайчик и Ежик, Лягушонок и Мышонок, и Белочка, и Волк, и Лисичка и многие другие. Все они сидели за партами, внимательно слушали учительницу и старательно выполняли ее задания.
Мишку также посадили за парту, дали тетрадь и карандаши. Но ему никак не хотелось просто сидеть и слушать то, что рассказывала Сова. Дома он привык, что можно бегать и гулять, а тут нужно сидеть, слушать и выполнять задания! Мишке показалось это слишком скучным. Он поднялся и без разрешения учителя начал ходить по классу. Подошел к Зайке и хотел с ним поиграть, но Зайчик знал правила поведения на уроке, поэтому не стал играть с ним. Мишка на него обиделся и начал подходить к другим зверятам, но и они отказывались с ним играть, а учительница Сова сделала Мишке замечание. Мишка вернулся на свое место, сел на стул и начал качаться, вдруг стул затрещал и развалился, Мишка упал на пол, зверьки начали смеяться. А Сова опять отчитала Мишку, но позволила сесть на другой стул.
Настроение у Мишки ухудшилось и он решил съесть что-то вкусненькое, чтобы чем-то себя успокоить. Он достал из портфеля горшок с медом, который положила ему мама, и начал есть прямо на уроке. Мед он брал лапой или же просто вылизывал его из горшка. После такого завтрака и сам Мишка, и парта и тетради были измазаны медом. А учительница снова начала ругать Мишку и объяснять, что нельзя так вести себя на уроке.
Мишка выслушал учительницу и решил, что исправится и будет также выполнять задачи и отвечать на вопросы учительницы Совы, как это делают другие зверята.
Только Сова обратилась к школьникам и попросила их рассказать о деревьях, которые растут в их лесу, как Медвежонок начал рассказывать просто с места и очень громко. Учительница снова сделала ему замечание, что нужно поднимать руку и не кричать с места, а ждать, когда тебя спросят.
А тут уже и прозвенел звонок с урока. Сова позвала к себе Лисичку и Мишку и попросила: «Лисичка, расскажи, пожалуйста, Мишке правила поведения на уроке». И Лисичка с удовольствием рассказала Мишке, как же нужно вести себя учащимся на уроке.
Задачи
Как Мишка вел себя на уроке?
Назовите для Мишки правила поведения на уроке.
А кто-то из вас иногда ведет себя на уроке так, как это делал Мишка в сказке?
Упражнение «Зверята»
Цель: сплочение группы активизация участников, развитие внимания.
Участники выходят на середину комнаты. Ведущий дает команду: «Зверята, объединитесь по двое!» Участники ищут себе пару.
Потом: «Зверята, объединитесь по пятеро!» (Участники образуют пятерку). Числа называть не последовательно. Ведущий должен следить за качеством выполнения задания.
Упражнение «Я-Школьник»
Цель: формирование положительного отношения к обучению
Школа – это не только место, где мы получаем новые знания, но и место, где находим новых друзей. Каждый человек помнит свой первый день в школе.
Учащиеся должны представить ситуации, когда в школу пришли на экскурсию дошкольники, чтобы узнать о школьной жизни. Они, согласно уже полученных знаний, должны рассказать про любимые предметы и доказать необходимость изучения всех предметов.
Обсуждение
Почему нужно учиться?
Для чего нам знания?
Что нам нужно, чтобы хорошо учиться?
Для чего в школе нужны перерывы между уроками?
Игра «Лисичка, где ты?»
Цель: развитие чувства друг друга, создание психологически непринужденной атмосферы.
Дети стоят в кругу, лицом к центру. Зайчик встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий (психолог), ходит по середине круга и незаметно для детей выбирает, кто будет Лисичкой.
Зайчик зовет «Лисичка, где ты?», а Лисичка отвечает «Я тут Зайка!». Все открывают глаза и Зайчик должен угадать, кто был в роли Лисички.
Рефлексия занятия
Упражнение «Мое настроение»
Ученики выбирают смайлик с изображением настроения и цепляют его на доску, и говорят, что им сегодня понравилось на занятии.