Дети - жертвы агрессии со стороны сверстников: психологический аспект проблемы
Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий (их толкают, чтобы отнять что-либо, они становятся жертвой пренебрежения со стороны другого человека и т.п.). Однако существует и определенный процент детей, которые становятся хроническими жертвами насилия со стороны их сверстников.
Но проблемой любого детского коллектива является не только активная неприязнь (травля) некоего члена коллектива. Существует много детей, которым трудно почувствовать себя комфортно среди сверстников: их не обижают, но и не принимают в коллектив (не приглашают для участия в играх; не радуются их успехам; не интересуются их делами и т.д.).
Таким образом, можно выделить несколько видов пренебрежения, которые делают школьную жизнь ребенка сложной:
1) Травля (не дают прохода; оскорбляют; бьют, ставя целью месть, развлечение и т.д.).
2) Активная неприязнь (возникает в ответ на инициативу, которую проявляет жертва; дают понять, что «жертва» никто и ее мнение ничего не значит; делают «козлом отпущения»).
3) Пассивная неприязнь (возникает в определенных ситуациях: когда надо кого-то выбрать в команду, для игры, сесть вместе за парту. Дети отказываются: «С ним (ней) не буду!»).
4) Игнорирование (просто не обращают внимания, не замечают; забывают; ничего не имеют против, но и не интересуются).
Почему ребенком пренебрегают другие? Почему коллектив становится чужим и недружелюбным?
Источником проблем может стать или поведение самого школьника, или поведение его родителей.
Воспитание детей, формирование личности человека с первых лет его жизни - основной долг родителей. Семья влияет на ребенка, привлекает его к окружающей жизни.
В семье есть все возможности для создания таких условий, где бы гармонично развивались социальные навыки ребенка, потому что именно семейное общение является самой первой и самой яркой моделью социальных отношений, которую усваивает ребенок.
Приведем некоторые ошибки, которые допускают родители при воспитании ребенка и пути их преодоления.
1) Плохие манеры. Дети, которые не умеют знакомиться, здороваться и прощаться, просить принять их для участия в игре или заниматься чем-либо; пытаются привлечь внимание другим способом: не просят, а отнимают; не включаются в игры, а мешают ее участникам. Агрессия порождает такую же реакцию, но юному хулигану только этого и надо: даже плохие отношения лучше, чем равнодушие. Но данный путь - «тупик». И об этом лучше знать ребенку и его родителям как можно раньше.
Как помочь? Дети копируют стиль поведения в семье. Как часто близкие люди здороваются утром, или благодарят за обед; за новую игрушку; за сказку, которую прочитала бабушка (мама)? Только собственный пример использования родителями вежливых слов, вежливого поведения научит ребенка общаться со сверстниками.
2) Отсутствие опыта общения. Ученикам, которые часто болеют, после длительного перерыва трудно включаться в классный коллектив. Сложно построить отношения и тем школьникам, которые воспитываются в семье сами: не всегда сверстники, друзья будут признавать преимущество таких детей над другими. Поэтому они будут искать общий язык со взрослыми.
Как помочь? Нужно привлечь такого ученика к коллективной деятельности (праздники, спортивные соревнования, совместные экскурсии и т.д.). Родители могут приглашать к себе в гости других детей (учащихся и т.д.), или записать своего ребенка в определенный кружок, чтобы он нашел общий язык с новыми друзьями, которые имеют такие же увлечения.
3) Отличие от других детей. Одинаковых людей нет, но иногда ребенок может очень сильно отличаться от коллектива - интеллектом, внешностью (лишний вес, наличие очков и т.д.), состоянием или составом семьи. Тяжелой может быть для ребенка ситуация, когда родители малоимущие и не могут купить ребенку то, что есть у других: дорогой смартфон, модную одежду ...
Как помочь? Не подчеркивайте отличие - найдите общее! Умные взрослые (родители) при небольшом материальном состоянии могут найти способ поднять статус ребенка.
4) «Альтруист поневоле». Жертвами нападок сверстников могут стать и дети, которых приучили уступать всегда и в чем угодно: «Встань с качели! Видишь, малыш хочет покататься!». Так ребенок приучается уважать кого угодно, кроме себя. Другие дети этого не понимают: почему Даша всегда соглашается, всем уступает; отдает даже то, что самой нужно? И сверстники делают вывод о том, что их потребности и желания важнее потребности Даши - она же это признает.
Как помочь? Нужно воспитывать в ребенке самоуважение! Тогда и окружающие будут относиться к ребенку так, как он этого заслуживает. Но нужно помнить и о другой стороне медали: гиперупертость не только может защитить собственное мнение, но и сделать каждого, кто не согласен, врагом номер один. Нужно научить ребенка тому, что чужое мнение важно так же, как и его собственное. Только так ребенок сможет отстоять свои интересы и принимать во внимание интересы других людей.
5) «Авторитарный синдром». Некоторые родители стремятся полностью контролировать ребенка: решают за него с кем дружить, кого приглашать в гости, о чем говорить. Так ребенок может стать марионеткой. Ребенок, который не имеет собственного стержня, привыкает чувствовать себя в роли жертвы. Поэтому в подростковом возрасте, когда подростки остро чувствуют все нюансы отношений, очень жестоко преследуют таких детей.
Как помочь собственному ребенку. Еще с детства не надо бросаться ему на помощь при первых спорах с другими детьми: пусть самостоятельно учится договариваться. Не подрывает веру детей (особенно в подростковом возрасте) в самих себя такими словами: «Я же тебе говорил (а)». Задача родителей состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно решать собственные проблемы.
Tags: психология в школе