Занятие психолога с элементами тренинга для старшеклассников: «Предупреждение конфликтов, поведение в конфликтных ситуациях»
Цель: сформировать знания о способах поведения в конфликтной ситуации, развивать у старшеклассников умение разрешать конфликты в среде сверстников, воспитывать толерантное отношение к особенностям другого человека.
Принадлежности: флип-чарт, маркеры, рабочие тетради, карточки с заданиями к упражнению «Что я вижу на картинке», распечатки с текстом «Умеете ли вы контролировать себя?», плакаты наглядности «Структурные элементы конфликта», «Шаги по разрешению конфликта»
Ход занятия психолога в старших классах:
Тема: Природа и сущность конфликта. Конфликты с ровесниками.
1. Упражнение на активизацию двигательной активности «Дракон кусает свой хвост»
Цель: активизировать участников, настроить их на дальнейшую работу.
Методика проведения. Участники становятся в линию друг за другом, положив руки на плечи. Первый - это «голова», а последний - хвост дракона. Дракон играет и пытается укусить себя за хвост.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Упражнение «Конфликт это ...»
Цель: выяснить представление участников о признаках конфликта.
Методика проведения: участникам предлагается продолжить предложение «Конфликт это ...»
Вопросы для обсуждения:
1. Какие положительные последствия конфликта вы знаете?
4. Упражнение «Что я вижу на картинке»
Цель: показать участникам, что все они по-разному воспринимают одни и те же вещи.
Методика проведения: тренер показывает участникам картинку и предлагает каждому сказать, что он видит на ней (участников необходимо подвести к выводу, что все они по-разному смотрят на мир, по-разному понимают некоторые вещи, поэтому конфликты иногда бывают неизбежными.
Как вариант двух предыдущих упражнений можно предложить упражнение «Положительное и отрицательное в конфликте»
Тренер отмечает, что конфликт характеризуется не только наличием отрицательных черт и последствий, но и позитивных возможностей для его участников. Поэтому необходимо уметь анализировать то, что происходит во время конфликта. Важно также уметь предвидеть его положительные и отрицательные последствия, если человек сознательно провоцирует или вступает в конфликт.
Цель: развивать умение определять черты и положительные возможности конфликта.
Методика проведения: участники объединяются в 2 группы. Одна группа в течение 7 минут должна дать определение понятия «конфликт» и составить перечень отрицательных черт конфликта. («Что есть плохого в конфликте?»), а другая-положительных возможностей («Что есть хорошего в конфликте?»). Далее участники представляют результаты своей работы.
5. Информационное сообщение. «Сущность конфликта. Его структура»
Конфликт в переводе с латинского - столкновение, крайнее обострение противоречий, состояние отношений между людьми, в которых присутствует противоборство, несовместимость взглядов на какую-то ситуацию. Конфликт всегда связан с острыми отрицательными эмоциями, переживаниями.
Конфликт это противоборство, во время которого участники наносят друг другу моральные, материальные, физические и психологические убытки. Условием возникновения конфликта является наличие противоположно направленных мотивов или суждений.
Реалистичный конфликт возникает в ситуациях, когда он является вынужденным средством достижения цели.
Нереалистичные (эмоциональные) конфликты являются следствием агрессивных импульсов, но не альтернатива им, потому что они не предугадывают достижение результата, а возникают для проявления агрессии.
Конфликт, возникающий на основе соперничества и владения любым ресурсом, называется ресурсным.
Межличностный конфликт проявляется как противоборство по разным причинам, и обусловлен отношениями. Иногда его участники сами не понимают, почему они конфликтуют.
Основные структурные элементы конфликта
1. Стороны конфликта-лица, находящиеся в состоянии конфликта, и то, что явно или скрыто поддерживают их.
2. Предмет конфликта-то, отчего возникает конфликт.
3. Образ конфликтной ситуации-отражение предмета конфликта в сознании его участников.
4. Мотивы конфликта-побудительные силы, которые подталкивают к конфликту, они выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений.
5. Позиции сторон - то, о чем они заявляют один второму во время конфликта и переговоров.
Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации, которая является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников и эмоциональное переживание им этого факта (изменение настроения, критические недоброжелательные высказывания в адрес противоположной стороны, ограничение контактов с ним.
3. Начало открытого конфликта-переход к активным действиям (предупреждение, угроза).
4. Развитие открытого конфликта-участник конфликта открыто заявляет о своих позициях и выдвигает требования.
5. Разрешение конфликта различными методами.
Основные фазы конфликта
1. Исходная.
2. Фаза нарастания.
3. Пик конфликта.
4. Фаза спада.
Больше возможностей решить конфликт на начальной фазе и на фазе нарастания, почти невозможно-в период пика конфликта.
Психолог отмечает важность осознания участниками конфликта тех изменений, которые происходят с телом, эмоциями, чтобы вовремя прекратить нежелательный конфликт.
6. Упражнение «Петушки»
1. Проследить изменения (физические, на уровне эмоций) в ситуациях конфликта, настроить участников на обсуждение методов самоконтроля.
Методика проведения: участники объединяются в пары, они становятся друг напротив друга, заложив руки за спину и пытаются толкнуть друг друга.
Вопросы для обсуждения
1. Как менялись ваши эмоции во время выполнения упражнения?
2. Что происходило с вашим телом.
Итог. Рефлексия