Классный час в 7 классе: «В здоровом теле – здоровый дух»
Человеку свойственно по природе своей соблюдать умеренность не только из-за заботы о своем здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия в настоящем.
И. Кант
Цель:
1. Дать представление о питании как о необходимости жизненного процесса.
2. Воспитание культуры питания – национальной особенности.
3. Научить режиму питания для здорового образа жизни.
Наглядность:
Высказывания (на доске запись);
Выставка книг
Цитаты о здоровье.
Игра: «Как правильно «накрыть» обеденный стол», «Где бывают руки во время еды»
Ход проведения классного часа
I. Вступление к беседе об отношении к пище.
Учитель к ученикам:
Как вы думаете, почему сейчас часто ведется разговор о здоровье, вкусной пище, приготовленной в домашних условиях, национальных блюдах по телевидению?
В каких художественных произведениях вы читали о завтраке, обеде детей, взрослых людей? (напоминание в сказках народных, в пословицах, в романе «Евгений Онегин» Пушкина А.С. описывается обед в доме Лариных (в деревне).
1-ый ученик читает:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Учитель:
Евгений Онегин в кругу Петербургских повес в вечернее время обед у Каверина:
2-ой ученик читает:
Пред ним roast-beef окровавленный
И трюфели, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший свет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Учитель:
В произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы читаем, как казак Тарас Бульба прибывших из Бурсы сыновей и гостей.
3-ий ученик читает:
Тарас Бульба говорил жене («старухе»): «Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние»
Учитель:
О чем говорят названия блюд или просто название пищи в художественном произведении 19 века? (о разнообразии, иногда иностранного блюда (у светских людей), но и гостеприимстве, обилии жирной пищи, традиции русских людей).
II. Основная часть. О пользе и умеренности.
Учитель:
Питание, еда – один из необходимых процессов здоровья человека.
Писатель Н. М. Карамзин (Портрет) говорил:
4-й ученик читает:
«Здоровье, столь мало уважаемое влетах, делается в летах зрелости истинным благом, самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина».
Учитель:
Ученый И.П. Павлов писал: «Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Что же советуют мудрые люди?
(5 учащихся полукругом читают)
Гиппократ: «Ни насыщение, ни голод и ни что другое не хорошо, если преступает меру природы».
Пифагор: «Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии».
Б. Франклин: «Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы».
М. Сервантес: «За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка».
Л.Н. Толстой: «Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда ты встаешь от обеда».
Как относится к еде?
Учитель:
Сколько раз в день вы кушаете?
Что больше всего любите кушать?
Когда вы пьете чай, едите фрукты?
Ложитесь ли после еды спать?
Какие знаете национальные блюда?
Какой хлеб и когда едят люди разных национальностей?
(3-ое учащихся: русский, армянин, украинец рассказывают о национальной еде; русский – о блинах, армянин о шашлыке из баранины, украинец о борще с пампушками).
Учитель: обобщает
Национальные блюда хороши, аппетитны. Культура их приготовления не так проста, трудоемка. Это жирная, сытная пища.
Когда ее подают? (Ответ рассказчиков или любого слушателя).
Мы говорим о традициях, но надо знать и правила употребления пищи.
1-й ученик – расстилает скатерть и подложку.
2-ой ученик – расставляет тарелки, столовые приборы, салфетки.
Что надо сделать, чтобы сесть за стол?
(Ученик читает правила Петровских времен)
Какие правила вы бы добавили к сегодняшней трапезе?
Дополнение (запись на доске):
Перед едой помой руки.
Не толкай соседа за столом.
Не разговаривай, когда пища во рту.
Не «хватай» из блюда «куски» соседа.
Не ешь очень горячую пищу.
Не запивай овощи, мясо компотом, чаем.
Десерт кушай спустя время после супа и второго блюда. Отвлекись беседой, подвигайся.
После еды не ставь тарелку в тарелку. Убери посуду после еды или передай хозяйке.
Поблагодари за пищу, отметь понравившееся блюдо.
Игра: «Где бывают руки во время еды?»
Учитель:
Леонардо Да Винчи мудрый совет давал:
«Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи».
Конечно, речь идет о широком понятии слова «пища»: пища ума, пища духовная, пища – еда для роста физического, роста ума, роста души (метафора).
Как пользоваться пищей? (разумно, соблюдать советы родителей и учителей, врачей диетологов, психологов, то есть разумно).
Учитель: знакомит с книгой «Детское питание», ксерокопирует лист «Меню ребенка».
Книга «Детское питание» интересна для детей и взрослых. Рассмотрим иллюстрации. Но самым интересным является режим питания на неделю.
«Меню ребенка» (приложение к беседе).
Режим питания школьника.
1. Завтрак – 8 ч. Утра
2. Обед – 12 ч. 30 мин.
3. Полдник – 15 ч. 30 мин.
4. Ужин – 19 ч. Вечера.
III. Заключение
Учитель:
Что дает человеку знание о здоровой пище, о режиме питания?
Напоминание (на доске).
1-й ученик читает.
Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. Г.Ибсен
2-ой ученик читает
Основой всей жизни человека – ритм, данный каждому, его природой, дыханием. К.С. Станиславский.
3-ий ученик читает.
В здоровом теле – здоровый дух (пословица).
Tags: 7 класс, классный час