Воспитательное мероприятие в 6 классе: «Азбука вежливости»
Цель:
- закрепить у школьников знания и навыки элементарных правил поведения и этикета;
- формировать умение анализировать свои поступки и поступки других;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать у школьников чувство уважения к старшим, к своим товарищам, соблюдать нормы культурного поведения, правил для учащихся.
Оборудование: плакат с надписями «Это можно делать в школе», «Это нельзя делать в школе», и т.п., детская игрушка, выставка книг по теме.
Ход воспитательного мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Начиная разговор о вежливости, мы должны выяснить значение этого слова.
Вежливость- это прежде всего умение общаться, это искусство человеческого общения, умение любезно относиться к людям, которые нас окружают.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что не только детям, но и взрослым хочется, чтобы к ним относились внимательно, по-хорошему, всегда любили и уважали. Но весь секрет заключается в том, что только к вежливому человеку относятся именно так. Только такого человека все любят, уважают, хотят с ним общаться. А быть вежливым совсем не трудно. Как и быть опрятным, причесанными, умытым, чтобы людям было приятно на вас смотреть. Нетрудно помочь дома старшим, не разбрасывать по комнате свои вещи. Конечно, воспитанный человек-должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.
Человек может показать свою вежливость как поступками, так и словами, они помогают нам в этом.
Давайте рассмотрим такой случай. В класс заходит учитель и не здоровается с учениками, а сразу говорит: «Сели, открыли тетради и пишите ...» Конечно, вы подумаете, что у человека плохое настроение или он плохо себя чувствует. Хотя, очень часто вы здороваетесь с учителями по инерции, не задумываясь над значимостью приветствия. Или такой случай. Ты стоишь в коридоре, разговариваешь с друзьями. Вдруг кто-то тебе больно наступил на ногу. Ты рассердился, готов полезть в драку, но слышишь: «Прости, пожалуйста, я не хотел сделать тебе больно». И ты в ответ говоришь: «Да, ничего, бывает». И злость проходит. Итак, вежливые слова очень нужны, потому что они имеют большую силу.
Вот как о вежливости сказал наш мудрый народ:
Пословицы о вежливости
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
Какие высказывания о вежливости вы знаете? (Рассказывают дети).
Не спеши хватать: оботри руки.
Поклоном поясницы не переломишь.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
Какие слова вежливости вы употребляете чаще всего?
Послушайте притчу об оскорблении. (Ученик рассказывает притчу).
Итак, можно просить прощения у человека, которого обидели, но невозможно оздоровить отравленную душу. «Не заживает рана от дурного слова» - предостерегает народная пословица.
А как часто бывает, что мы обижаем своих родных и даже не задумываемся над тем, что сделали им больно.
Итак, рана от слова заживает, но глубокий след остается. Поэтому постараемся меньше говорить обидных слов, то есть совсем их не употреблять.
Ситуации.
1. В электричке женщина развернула порцию мороженого. Через минуту обертку бросила под сиденье.
-Неужели так же и дома делаете? - спросила соседка.
- Электричка не дом, - ответила та. Так делают все. Посмотрите, сколько мусора за сиденьями.
2. Двери в автобусе открылась. И пока пассажиры выходили, один мальчик прошмыгнул и занял свободные места. «Мама! -прокричал он молодой женщине. –Скорее, иди садись!» «Надо же, молодец какой, как о маме заботится. Правильно, сынок, так и нужно. Счастье иметь такого сына», - сказала женщина, сидевшая рядом. Мама слегка покраснела. Но не все смотрели с радостью. Женщина пожилого возраста грустно стояла и смотрела на мальчика.
Ехали в автобусе ребята лет 12. Сидели и оживленно беседовали о фильме, который недавно увидели. «А наш гранатой р-раз! И потом бац! Ну, молодцы!» А рядом стоял седой человек с орденскими планками на пиджаке. Ребята видели ветерана, но места не уступили. (другие воспитательные мероприятия здесь)
У нас нельзя
1. Толкаться.
2. Ругаться.
3. Оскорблять друг друга.
4. Брать чужие вещи.
Написать на плакате, который висит на доске «Это можно делать в школе», «Это нельзя делать в школе». (Дети называют правила поведения в школе и записывают на доске).
Это можно делать
1. Здороваться.
2. Обращаться по имени.
3. Улыбаться друг другу.
4. Помогать друг другу.
5. Говорить только добрые слова.
6. Дружить.
7. Делать добрые дела.
8. Говорить только правду.
-А сейчас рассмотрим такие случаи в школе:
1) Кто здоровается первым, если встретились молодой и старше? Мальчик и девочка?
2) Вы встретили в коридоре учителя. Но вас он не учит. Нужно здороваться?
3) Как должны выходить и заходить в класс мальчики и девочки?
4) В коридоре стоит ваш классный руководитель с другим учителем. Вы подходите и говорите: «Добрый день, Анна Петровна» Правильно ли вы поздоровались?
Психологическая игра.
Вы знаете друг друга очень давно. Но я уверена, что вежливые слова вы говорите не всегда и не каждый день. Давайте сейчас мы произнесем друг другу доброе слово, хорошее пожелание. (Первым начинает учитель, потом передает игрушку ребенку. В конце последний ребенок говорит слова учителю).
Итог.
-Хочу всем вам пожелать, чтобы вы ежедневно соблюдали правила вежливости, говорили ласковые и добрые слова. Чтобы ваша дружба с ласковыми словами не кончалась.
Выставка книг по теме занятия.