Конспект урока по русскому языку в 5 классе: «Письмо»
Задачи урока:
познакомить учащихся с жанром письма;
определить особенности этого жанра на уроке русского языка;
тренироваться в написании письма другу;
сформировать навык практического умения заполнять адрес на конверте;
определить смысловые части письма;
Оборудование:
Компьютер, экран, презентация, раздаточный материал.
Ход урока по русскому языку
Урок начинается с просмотра мультфильма СЛАЙД 1.
- Ребята, как вы думаете, получилось ли письмо у дяди Федора?
- Почему мама упала в обморок? папа?
- Вот сегодня, ребята, мы узнаем, что такое письмо, какие письма бывают, какие существуют правила написания письма. СЛАЙД 2.
- Для чего придумали письма?
- В каких ситуациях люди общаются посредством письма?
- Ребята, а почему люди пишут письма и сегодня, когда у нас много возможности передать друг другу информацию? Вот мы сегодня и постараемся это выяснить.
- Ребята, попробуйте дать определение письму, что это такое письмо?
- Давайте посмотрим определение письма, которое дается в словаре. СЛАЙД 3.
- Письмо относится к эпистолярному жанру. СЛАЙД 4.
- Ребята, давайте подумаем, какие виды писем существуют в соответствии с той целью, которую ставит перед собой, кто пишет письмо. СЛАЙД 5. (личное, поздравительное, деловое)
-Ребята, давайте поработаем с текстами на листах. Попробуйте определить вид каждого письма и назвать его особенности.
1) Дорогой друг Саша!
От всего сердца поздравляю тебя с Днем рождения!
Желаю тебе всего того, чего ты сам себе пожелаешь. Будь счастлив, здоров, помни о любящих тебя друзьях. Я один из них.
14.03.08. Твой друг Коля.
2)
Дорогая мамочка!
Я так давно тебе не писала. У меня все хорошо. Надеюсь, что и у тебя тоже. Не болей, крепись, я скоро к тебе приеду. Осталось совсем немножко, и мы снова будем вместе. Все наши передают тебе большой привет. Слава богу, все живы, здоровы. Не скучай, пиши.
15.01.08г. Твоя дочь Наталья.
3)
Уважаемый Игорь Александрович!
В ответ на ваш запрос от 28.02.08г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 10.03.08г. всю необходимую информацию о вступительных экзаменах и правилах приёма в наш институт по адресу, указанному в Вашем письме.
Приёмная комиссия.
Ребята называют особенности.
СЛАЙД 9.
-Давайте посмотрим на экран. Давайте сгруппируем приведенные слова (адресат, адресант, конверт, адрес, марка, индекс, постскриптум, почта, почтальон – заимствованные слова; адрес, адресант, адресат – однокоренные, почта, почтальон – однокоренные; здравствуйте, до свидания – слова этикета; по роду).
СЛАЙД 10.
- Письма пишут разные:
Слёзные, полезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные.
(К. Симонов)
- Чтобы ваши письма не были бесполезными, давайте узнаем, как правильно надо писать письма.
-Но сначала давайте посмотрим отрывок мультфильма, после чего вы ответите, из каких частей состоит письмо. СЛАЙД 11.
- Ребята, подумайте, из каких частей состоит письмо? СЛАЙД 12.
- Ребята, а какие правила написания письма существуют? СЛАЙД 13.
Правила написания письма:
Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным, чистым.
Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок, не допускаются ошибки.
Желательно выбрать соответствующую форму обращения к тому, кому вы пишете письмо.
Соблюдать поля (слева, справа, сверху и снизу).
Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы.
Соблюдать вежливый, доброжелательный тон.
Задание. Написать письмо другу об этом уроке. 7-10 мин. СЛАЙД 14.
Ребята зачитывают свои работы.
СЛАЙД 15
Письмо само
Никуда не пойдёт.
Но в ящик его отпусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт,
Тысячи вёрст пути.
(С.Я. Маршак)
Заполнение конвертов. СЛАЙД 16
Итог урока. Рефлексия
- Ребята, давайте подведем итог урока.
- Что вы нового сегодня узнали?
-Что такое письмо?
-Какие виды писем существуют?
- Какая структура письма?
- Какие правила?