Конспект урока русского языка в 5 классе: «Имя прилагательное»
Цели урока:
А) обучающая: повторить сведения об имени прилагательном, выявить его морфологические и синтаксические признаки
Б) развивающая: уметь распознавать прилагательные в ряду других частей речи в тексте, употреблять прилагательные в речи соответственно речевой ситуации и задаче
В) воспитательная: воспитание бережного отношения к слову, интереса к языку, чувства взаимоуважения в ходе общения
Форма урока:
Ролевая игра с элементами урока-коммуникации и интегрированного урока
Ход урока по русскому языку
Группа ассистентов учителя из числа сильных учащихся готовила дома вопросы для активизации знаний по теме. Это один из принципов коммуникативно-деятельностного подхода, сопряженного с личностно-ориентированным подходом, когда ученики расширяют свои полномочия и выступают в роли экспертов, помощников, контролеров знаний и т.д.
1) Слово учителя
______________________________________
Учитель предлагает текст, предлагая в ходе его прочтения подумать, что позволило разным людям увидеть в одной и той же картине разное? Какие части речи помогают нам понять, что думают другие и самим грамотно изложить свои мысли так, чтобы нас поняли
Мама, папа и сын приехали к морю. Отец увидел пляж, само море и деревья в парке. Мать отметила, что это кипарисы и магнолии, что море находится далеко, а на пляже жарко. Сын же восхитился пейзажем, разглядев бесконечную голубую ленту воды у берега, сменяющуюся лазоревой чуть дальше и переходящую в светлую бирюзу на горизонте. Увидел мальчик и крикливых чаек, ощутил тонкий и сладковатый аромат магнолий, полюбовался на высокие могучие кипарисы.
На основании ответов учащихся учитель подводит детей к теме урока русского языка и предлагает понаблюдать за прилагательными, поучиться у мастеров слова употреблению прилагательных в речи, а для этого вспомнить, что же такое прилагательное, как оно ведет себя в языке, как нужно с ним работать. На помощь учителю приходят его ассистенты, подготовившие дома вопросы по теме
2) Выступление группы ассистентов
- Почему прилагательное так называется?
- К чему оно «прилагается» и от чего зависит?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Какова его синтаксическая роль?
В итоге заслушивается несколько вариантов определения понятия и ассистенты выбирают самый оптимальный. В ходе выведения определения ребята комментируют, высказывают мнения, аргументируя ответ примерами из текста
3) Работа с текстом
Далее учащимся предлагается упражнение аналитического характера: класс разбит на группы, каждая из которых в предложенном тексте находит прилагательные, характеризующие внешность, характер и одежду человека
На лавочке сидела молодая красивая женщина с грустным задумчивым лицом. Ее синие глаза были полны слез, ветер играл непослушными прядями курчавых рыжих волос, но она не замечала этого. Лишь когда порыв ветра подхватил ее красную теплую шаль, едва не сдул с головы соломенную шляпку с прозрачной вуалью, она будто очнулась. Лицо ее стало серьезным, строгим. Она поднялась со скамьи, одернула длинное шелковое платье и зашагала вперед.
Учитель: какова роль прилагательных в данном тексте? Отличается ли она от роли прилагательных первого текста?
Учащиеся делают вывод, что прилагательные используются при описании природы и человека, его внешнего и внутреннего облика.
На основе данного текста ребятам предлагается выполнить и грамматические задания: морфемный разбор, посмотреть, как они согласуются с существительными, от чего зависит окончание прилагательных, ведь не зря они «прилагаются».
4) Как продолжение грамматического задания можно пригласить ученика к доске, предложив дописать окончания прилагательных, а потом осуществить совместную с классом проверку
Пока ученик работает на доске, ребята вовлекаются в творческую деятельность, подбирая прилагательные к предложенным учителем или ими же самими абстрактным существительным (любовь, отдых, болезнь, счастье и т.д.). Удачнее задание проходит в группах или парах. Так называемая СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ позволяет ученикам сконструировать групповое мнение, отстоять его среди других групп, сравнить версии. Это научает детей грамотно общаться, обосновывать и доказывать свою позицию, слушать собеседника.
5) Слово учителя
В завершении урока еще раз делается вывод о роли прилагательных в речи, умении правильно их использовать, согласовывать с существительными и призыв продолжать исследовательскую работу на следующих уроках.
6)Домашнее задание
Учащимся предлагается составить мини-сочинения-описания следующих картин по выбору, используя прилагательные:
- И.Грабарь «Февральская лазурь»
- А.Саврасов «Грачи прилетели»
- В.Поленов «Заросший пруд»
- И.Левитан « Золотая осень»
- С.Жуковский «Иней»