13 «золотых» правил работы с шумным классом
Представляем Вашему вниманию советы молодому учителю, о том, как установить контакт с учащимися и наладить в классе дисциплину.
Правило 1
Если вы - молодой учитель и только начали свою карьеру - не упустите этот драгоценный момент! Ведь именно первые уроки могут сформировать ваш стиль и репутацию. Что обычно является источником шума в классе? Восклицание с места, неготовность класса к уроку, неумение слушать учителя. Именно с этими проблемами вам стоит начать бороться уже с первых дней. Старайтесь не реагировать на ответы с места, обращайте внимание только на дисциплинированных учеников, приучите детей даже в споре уметь выслушать мнение оппонента до конца.
Правило 2
Попробуйте подружиться с классом. Не стоит начинать работу в школе с угроз, вроде «поставлю двойку», «пойдем к директору», «сообщу родителям о твоем поведении».
Не стоит, также и давать пустых обещаний. Если вы договорились о чем-то с учениками, обязательно придерживайтесь данного слова.
Правило 3
Главное в шумном классе - выявить «драчунов» и найти подход к ним. Попробуйте поговорить с такими учениками наедине, выслушайте их, прислушайтесь к их пожеланиям.
Правило 4
Старайтесь направить энергию наиболее непоседливых учеников на активную работу, желательно творческого характера.
Правило 5
Достаточно действенным приемом является использование юмора. Научите детей смеяться над собственными ошибками и ошибками других. Вы можете обратить внимание на чье-то неумение общаться или обращаться в коллективе, но не на саму личность ученика.
Правило 6
Проводите уроки интересно! Найдите свою «фишку», которая будет обращать на вас или ваш предмет внимание и будет вызывать положительные эмоции у учащихся.
Правило 7
Каждую тему, которая рассматривается на уроке, старайтесь привязать к реальным жизненным ситуациям. Покажите детям практическое значение обучения и они будут уделять ему гораздо больше внимания.
Правило 8
Всегда в начале урока сообщайте план работы. Вы можете поставить проблемный вопрос, который должен быть решен. В конце занятия обязательно подведите итоги.
Правило 9
Иногда случается так, что в классе шумно из-за того, что дети просто привыкли так себя вести, или же в коллективе существует сразу несколько лидеров. В таких случаях следует проводить на уроках минуты тишины, когда ученики должны выполнять индивидуальные задания. Не менее уместны также физкультурные минутки.
Правило 10
Меняйте обстановку, хотя бы время от времени. Например, вы можете провести урок на свежем воздухе, в музее или актовом зале.
Правило 11
Вы можете использовать систему накопления баллов. В таком случае оценка ставится не за ответ или решение одной задачи, а по суммарному итогу работы на уроке. Вы можете ставить 1 балл за подготовку домашней работы, 1 балл за работу с учебником и т. д. И хотя организовать работу таким образом не очень просто, однако результаты смогут вас приятно удивить.
Правило 12
Никогда не позволяйте себе срываться и ни в коем случае не прибегайте к крику. Все равно вы не сможете перекричать класс из 20 – 30 человек.
Правило 13
Любите свою работу и предмет, которому обучаете. Если вы с интересом будете подавать новый материал, приводить интересные факты и всегда будете готовы к уроку, ученики заметят это.