Развиваем память у первоклассников
Первоклассник приходит в школу. Он сталкивается с необходимостью запоминать большой объем информации. Эту необходимость можно превратить в веселую увлекательную игру. И здесь должны помочь взрослые - весело, ненавязчиво, незаметно, интересно, чтобы запоминание происходило само по себе, а не было тяжелой работой. На своих уроках использую различные упражнения и игры для развития памяти. Возможно, Вам, уважаемые педагоги начальной школы и родители, также будет интересно и пригодится.
Упражнения для развития кратковременной памяти.
1. Упражнение «Каскад слов»
Цель: развивать объем кратковременной слуховой памяти.
Взрослый называет слова, а ребенок повторяет за ним - сначала один, потом два, три и так далее.
Список слов:
Мама.
Мама, ребенок.
Мама, ребенок, школа.
Мама, ребенок, школа, шоколад.
Мама, ребенок, школа, шоколад, мел.
Мама, ребенок, школа, шоколад, мел, цветок.
Мама, ребенок, школа, шоколад, мел, цветок, зайчик.
2. Упражнение «Фотоаппарат детектива»
Цель: развивать кратковременную память.
Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все: какую-то вещь, событие, предмет и т. Например, нужно сфотографировать стол и запомнить все, что там лежит. «Фотографировать стол» можно в течение 1 минуты. Затем ученик отворачивается и по памяти называет все, что ему удалось запомнить.
3. Упражнение «Разведчик»
Цель: развивать зрительную и эмоциональную память.
Из присутствующих выбирается «разведчик». Остальные участники игры свободно двигаются по комнате и по команде ведущего неподвижно замирают на месте. Разведчик пытается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты, а в это время участники несколько меняются в своих позах. После этого разведчик возвращается в комнату и должен выявить все изменения.
Упражнения на развитие механической памяти.
1.Игра «Магазин»
На столе выставляем несколько изображений фруктов и овощей и предлагаем детям запомнить эти продукты и место их расположения. Начинать надо с 1-5 предметов, постепенно увеличивая их количество.
«Покупатель» идет к «кассиру», отвечает на его вопрос: «Какие продукты лежат на первой полочке? На второй? Какие продукты расположены первыми на всех трех полках? Последние?»
Если покупатель ответил правильно, он получает свои покупки.
В этой игре полезно менять роли детей.
2. Предложить повторить в том же порядке:
слова-названия предметов: урок, окно, голова, собака, слон, мел, ложка, троллейбус;
двоичные числа: 23, 45, 16, 27, 19 или геометрические фигуры: круг, квадрат, четырехугольник, ромб, овал (желательно, чтобы фигуры были изображены на картинках)
3. Упражнение «Повтори за мной»
Взрослый изображает узор из геометрических фигур. Ребенок, глядя на него 1 минуту, пытается воспроизвести этот узор у себя в тетради. Также можно предложить подобную задачу и для работы с геометрическим материалом. Построить сооружение из кубиков, дать рассмотреть его и потом по памяти воспроизвести такую же фигуру из своих кубиков. Постепенно эту задача целесообразно усложнять.
Упражнения на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.
1. Упражнение «Двигайся и запоминай».
Цель: развитие образной памяти.
Учащимся предлагаются слова пчела, цветок, корова, гриб, письменный стол, скрипка, молоток и предлагают запомнить их с помощью движений руками, ногами, головой, звуков, различных поз, и того, что будет напоминать это слово.
За 10 минут ребенок воспроизводит то, что запомнил.
Из предложенного ряда можно выбрать любые слова, начинать лучше с 5-7 слов.
2. Упражнение «Рисунок пальцами».
Цель: Развитие двигательной памяти.
Взрослый говорит 10 слов, ребенок про себя повторяет каждое слово, одновременно пальцем «записывает» его на столе. Затем называет те слова, которые запомнил. Если дети еще не умеют быстро писать, то взрослому надо подбирать короткие слова, такие как: лес, дуб, зуб, кот, сок и т.п.
3. Упражнение «Быстро говорю скороговорку».
Цель: Развитие слуховой памяти и внимания.
Учитель один раз говорит скороговорку, а ученики должны повторить. Скороговорки должны иметь разную длину и начинать надо с самых коротких.
- Звездочет считает звезды (3 слова)
- Растет липа у Филиппа. (4 слова)
- Ходит Прокоп - ногами топ. (4 слова)
- Тридцать три трубача трубят тревогу (5 слов)
Tags: начальная школа, 1 класс